Концептуальные основы социально-этического маркетинга
Социально-этический маркетинг – это одна из концепций маркетинга, основанная на комплексном взаимодействии бизнеса, с клиентами, контрагентами и различными общественными институтами, при признании решающей роли социальной ответственности фирмы.
Концепция социально-этического маркетинга была сформирована в научных кругах приблизительно в 1980-1995 гг. Ее основная идея заключалась в необходимости производства благ, необходимых потребителю с учетом требований общества как такового. Согласно данной концепции качественные товары будут пользоваться на рынке спросом в том случае, если они соответствуют неэкономическим общественным потребностям. В процессе конкурентной борьбы за потребителя бизнес должен акцентировать внимание на безопасности и полезности своих товаров и услуг для общества.
В основе концепции социально-этического маркетинга лежит постулат о том, что главная задача любой фирмы заключается в том, чтобы удовлетворить нужды, потребности и интересы целевых рынков, а также обеспечить желаемую удовлетворенность более эффективно и продуктивно, нежели это сделают ее рыночные конкуренты, при условии одновременного сохранения и укрепления благополучия потребителя и общества в целом.
В соответствии с социально-этической концепцией маркетинга к бизнесу, ориентированному на устойчивое и органичное развитие в долгосрочной перспективе, должны предъявляться следующие требования:
- основной целью деятельности любой коммерческой организации должно выступать удовлетворение разумных потребностей потребителей согласно гуманным интересам общества;
- фирма постоянно должна изыскивать возможности для создания новых товаров, способных более полно удовлетворять потребности общества и его отдельных представителей;
- бизнес должен отказаться от выпуска и реализации товаров и услуг, противоречащих интересам потребителей как таковых, особенно в том случае, если предлагаемый рынку продукт способен причинять вред потребителю или обществу в целом;
- проявляя заботу о сохранении и повышении качества жизни, потребители не должны приобретать товары таких фирм, которые в своей деятельности используют экологически вредные технологии (даже в том случае, если речь идет о производстве нужных для общества товаров);
- потребители, основываясь на собственных действиях и общественном мнении, должны поддерживать исключительно те компании, которые подчеркнуто проявляют заботу об удовлетворении нормальных здоровых потребностей носителей платёжеспособного спроса;
- бизнес должен создавать и внедрять в практику программы социально-экономического развития, служащие интересам как самой организации и ее трудового коллектива, так и несущие в себе пользу для социального развития региона, в котором этот бизнесе функционирует.
Реализуя концепцию социально-этического маркетинга компании должны принимать во внимание и учитывать несколько базовых составляющих – потребности покупателей, жизненно важные интересы потребителей, интересы предприятия и общества в целом (рисунок 1).
Рисунок 1. Триединство интересов, учет которых лежит в основе концепции социально-этического маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, концепция социально-этического маркетинга ориентирована на необходимость органического сочетания интересов производителей, потребителей и общества в целом.
Конечной целью социально-этической концепции маркетинга выступает обеспечение долговременного благополучия как отдельно взятой компании, так и общества в целом.
Перспективы развития и использования концепции социально-этического маркетинга в современном обществе
На современном этапе развития человеческой цивилизации использование концепции социально-этического маркетинга становится как никогда актуальным. Придерживаясь этой концепции бизнес способен существовать и развиваться с опорой на новую философию предпринимательства, ориентированную на удовлетворение разумных, здоровых потребностей носителей платёжеспособного спроса. Результатом реализации социально-этического маркетинга в долгосрочной перспективе должно стать обеспечение долговременного благосостояния не только отдельно взятой фирмы, но и всего общества в целом.
Основной сферой применения концепции социально-этического маркетинга сегодня выступают экономически развитые рынки, прошедшие этап массовой ориентации на маркетинг.
В ходе практического применения концепции социально-этического маркетинга акцент должен быть сделан на реализацию комплексной маркетинговой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей целевого рынка и одновременно учитывающей этические и социальные потребности общества в целом. Это означает, что наряду с исследованием рыночных потребностей покупателей (как реальных, так и потенциальных), бизнес должен стремиться к выявлению и удовлетворению и общественных интересов и ожиданий.
Проводимые различными учеными исследования перспектив использования концепции социально-этического маркетинга указывают на необходимость установления зависимости бизнеса и связанной с ним производственной деятельности от безусловного требования сохранения среды обитания и ориентиров общественного развития. Таким образом, справедливо говорить о том, что реализация концептуальных основ социально-этического маркетинга в будущем послужит основой обеспечения устойчивости общественного развития и залогом успешности любого бизнеса, ориентированного на долгосрочные перспективы существования.
Эксперты считают, что концепция социально-этического маркетинга может реализовываться по следующим направлениям:
- социальное;
- экологическое;
- оздоровительное.
Перспективы реализации концепции социально-этического маркетинга ограничиваются ее базовым недостатком, а именно – отсутствием решения ряда проблем, приводящих, в частности, к высокой отпускной цене на товар (услугу).
На практике реализовывать концепцию социально-этического маркетинга могут и должны не только крупные корпоративные структуры, но также средний и малый бизнес.