Сущность конкурентоспособности товара и ее базовые составляющие
Конкурентоспособность товара – это способность продукта конкурировать с другими его аналогами в условиях рынка.
Под конкурентоспособностью в общем смысле слова принято понимать качество, при помощи которого изучаемый объект, будь то компания или конкретный ее продукт, можно охарактеризовать с точки зрения его способности к удовлетворению каких-либо потребностей целевой аудитории в сравнении с аналогичными качествами рыночных аналогов (конкурентов). Таким образом, конкурентоспособность представляет собой относительную категорию, оценить ее можно лишь путем сравнения с эталоном или рыночным аналогом.
Конкурентоспособность товара отражает его способность отвечать требованиям рынка и потребностям покупателей. В общем смысле под ней следует понимать уровень технических, экономических и эксплуатационных параметров товара, позволяющих ему выдерживать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами, представленными на рынке.
Конкурентоспособность товара определяется двумя базовыми факторами:
- качество товара;
- цена товара.
Под качеством в данном случае понимается совокупность характеристик товара, определяющих степень его пригодности для использования потребителями по назначению. По меньшей мере качество товара должно соответствовать предъявляемым к нему на территории страны стандартам, а по большей мере – и международным стандартам качества. Зачастую именно качество товара играет определяющую роль в его способности удовлетворять потребности потребителей.
С качеством косвенно связана цена товара. Одновременно с повышением качества продукта растет и его себестоимость, а, значит, и уровень отпускных цен. В то же время, при прочих равных условиях, чем ниже отпускная цена на товар, тем выше конкурентное преимущество продукции (продукция, предлагаемая по более низкой цене, всегда имеет больший спрос и наоборот).
Помимо прочего конкурентоспособность товара определяется и иными факторами. Свое влияние на нее оказывают общая ситуация, складывающаяся на рынке, имидж фирмы, проводимые ею рекламные акции и кампании и пр.
Основы анализа конкурентоспособности товара
Исследование конкурентоспособности товарной продукции предполагает необходимость проведения анализа конкретных параметров товара, соответствие которым определяет уровень его конкурентоспособности. В настоящее время выделяют порядка пяти параметров удовлетворения покупательских потребностей:
- технические параметры (сфера использования товара, его назначение и свойства);
- нормативные параметры (соответствие товара нормам и стандартам);
- эргономические (соответствие товара свойствам человека и его тела);
- эстетические параметры (внешняя привлекательность товара);
- экономические (стоимость товара, гарантии, сервис и пр.).
Посредством их комплексного анализа производится оценка конкурентоспособности товара. При этом чем большее число параметров учтено, тем выше степень достоверности проводимой оценки.
Анализ конкурентоспособности товара призван решать определенные задачи. Прежде всего, речь идет об оценке уровня конкурентоспособности товарной продукции фирмы и прогнозировании динамики ее изменения. Помимо прочего анализ конкурентоспособности товара может быть направлен на выявление факторов, оказывающих влияние на ее формирование, а также разработку мероприятий по ее повышению.
Так или иначе, проведение анализа конкурентоспособности товара неразрывно связано с изучением факторов, ее определяющих. Условно все они могут быть подразделены на две группы – внешние и внутренние факторы. Приоритетная роль отводится последний. Именно они подконтрольный компании, а, значит, грамотно управляя ими фирма имеет возможность повысить конкурентоспособность своей продукции и укрепить позиции бизнеса на рынке.
Методика исследования конкурентоспособности товара
В настоящее время существует довольно много различных методик исследования конкурентоспособности товара. Единого подхода к ее оценке не выработано до сих пор.
К числу основных, наиболее распространенных методов оценки конкурентоспособности товарной продукции могут быть отнесены:
- аналитические методы оценки;
- графические методы оценки.
Практика показывает, что практически к каждому изучаемому товару может быть разработана своя методика оценки его конкурентоспособности, учитывающая особенности формирования соответствующего ему товарного рынка и основные тенденции научно-технического прогресса. В большинстве случаев оценка конкурентоспособности товара носит сравнительный характер. Это значит, что ее проводят посредством сопоставления параметров анализируемого продукта с параметрами базы сравнения. В качестве базы сравнения могут быть использованы такие параметры, как: группа аналогичных товаров, гипотетический образец товара, конкурирующий товар или величина полезного эффекта.
В общем виде методика исследования конкурентоспособности товара представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Общая методика исследования конкурентоспособности товара. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Так или иначе, начинается анализ конкурентоспособности товара всегда с определения цели проводимого исследования. Вне зависимости от целей проводимого исследования основу оценки конкурентоспособности товара составляет изучения условий рынка, в которых он продается. Подобного рода исследования должны проводиться на регулярной основе, как до начала разработки продукта, так и в процессе его реализации.
Важную роль в исследовании конкурентоспособности товара играет выбор базы сравнения. Ее выбор в значительно степени предопределяет правильность результата оценки и принимаемые впоследствии решения.
Вслед за выбором базы сравнения определяются критерии, по которым будет производиться оценка конкурентоспособности товара. Далее осуществляется сбор данных, их обработка и анализ. На практике при оценке конкурентоспособности продукта чаще всего используются дифференциальный и комплексный методы оценки.