Сущность и составляющие конкурентной среды потребительского рынка
Конкурентная среда потребительского рынка – это система, состоящая из совокупности определенных элементов, взаимодействие которых формирует наиболее эффективный условия для конкурентного поведения агентов потребительского рынка и мотивирует их на получение наибольших выгод.
На сегодняшний день единого подхода к определению термина «конкурентная среда» в научной литературе не сформировано. Различные ученые высказывают различные точки зрения по этому вопросу. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Согласно подходу одного немецкого ученого под конкурентной средой следует понимать конкурентный порядок, сформированный на основе законодательного закрепления определенных правил и норм хозяйствования и изменяющийся под воздействием оперативного мониторинга результатов реализации установленных целей. Согласно другому подходу к понятию конкурентной среды следует относить институциональные условия координация деятельности рыночных субъектов.
Довольно часто под конкурентной средой понимают сложившуюся в условиях рынка ситуацию, в котором товаропроизводители ведут борьбу за потребителей, поставщиков, партнеров и преобладающее рыночное положение в целом. Также к конкурентной среде относят рынок, на котором свободно соперничают друг с другом независимые продавцы, борющиеся за право продажи своих товаров и услуг свободному покупателю. Западные ученые часто отождествляют конкурентную среду рынка с совокупностью условий, которые будучи предопределены структурными и поведенческими показателями, характеризуют общую степень рыночной конкуренции. Именно это определение как нельзя лучше описывает конкурентную среду потребительского рынка. Иначе она также может быть определена в качестве институциональных условий координации деятельности субъектов рыночных отношений или «климата» того или иного рыночного сегмента.
Сущность конкурентной среды сводится к обеспечению самого механизма конкуренции. При этом не следует забывать о том, что конкурентная среда потребительского рынка является временной категорией, подверженной воздействию со стороны конкретных участников конкурентной борьбы. Основной формой проявления конкурентной среды выступает система экономической координации, а ее содержание проявляется в нормах и правилах функционирования бизнеса.
Конкурентная среда потребительского рынка характеризуется наличием трех базовых элементов (рисунок 1). Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Базовые структурные компоненты конкурентной среды потребительского рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К числу объектов конкуренции принято относить все те явления внешнего мира, за которые ведется конкурентная борьба. В общем смысле их можно определить в качестве спроса со стороны потребителе, факторов производства, власти и информации.
Субъекты конкурентной среды включают в себя лица и группы, ведущие борьбу в условиях рынка за объекты конкуренции. К числу первичных субъектов конкуренции относятся с одной стороны предприятия и организации, а с другой – потребители. В то же время в роли субъектов правомерно рассматривать регионы и отрасли, являющиеся производными от первичных субъектов.
Непосредственно в роли предмета конкурентной среды выступают товары, работы и услуги, производя и реализуя которые субъекты рыночной конкуренции реализуют свои стратегии в борьбе за объекты.
Все вместе эти элементы формируют структуру конкурентной среды рынка, которая может и должна быть подвергнута исследованию, анализу и оценке.
Цели и задачи исследования и анализа конкурентной среды потребительского рынка
Исследование и анализ конкурентной среды потребительского рынка играют крайне важную роль с точки зрения маркетинга. Их результаты служат основой для принятия обоснованных управленческих решений в сфере планирования и реализации маркетинговой деятельности фирмы. Кроме того, оценка конкурентной среды потребительского рынка позволяет проанализировать степень конкурентной угрозы, выявить неизвестные ранее возможности конкурентов, а также предугадать их возможные действия, повышая тем самым собственные шансы на успех в конкурентной борьбе за потребителя.
Основополагающей целью анализа конкурентной среды потребительского рынка выступает ее оценка, выявление ее возможностей и угроз. При этом решается целый ряд важнейших задач, связанных с:
- определением типа конкурентного рынка;
- выявлением фактических и потенциальных конкурентов, определением количества, вида и размера конкурирующих фирм;
- оценкой рыночной доли, принадлежащей конкурентам;
- характеристикой направленности и интенсивности конкуренции;
- выявлением сильных и слабых сторон конкурентов, оценкой их общей конкурентоспособности;
- анализом и прогнозированием конкурентного поведения в условиях потребительского рынка и реакции рыночных конкурентов на те или иные маркетинговые действия, предпринимаемые фирмой.
Сам по себе анализ конкурентной среды потребительского рынка опирается на изучение возможностей ее формирования и факторов ее функционирования. При этом используется объединение двух подходов – микро- и макроэкономического.
Методические основы проведения исследования и анализа конкурентной среды потребительского рынка
Изучение и анализ конкурентной среды потребительского рынка представляет собой сложный поэтапный процесс. Его отправной точкой выступает постановка целей и задач проводимой оценке. Завершается он всегда формированием общих выводов и оценок.
В основе проведения анализа конкурентной среды рынка может лежать широкий методический инструментарий. На практике чале всего используются:
- методы экспертных (балльных) оценок;
- матричные методы исследования.
Методы экспертных оценок чаще всего используются при проведении количественной и качественной оценки степени влияния различного рода факторов и условий на формирование и развитие конкурентной среды потребительского рынка. Их несомненными преимуществами выступают относительная простота, наглядность и обозримость результатов. В то же время полученные результаты зависят от субъективного мнения специалистов, проводящих оценку.
Матричные методы широкой используются к маркетинговом анализе и стратегическом менеджменте. К их числу наиболее известных матричных методик анализа конкурентной среды относят SWOT-анализ и метод М. Портера. Существует также специальная методика Федеральной антимонопольной службы.