Понятие и сущность ценовой политики в Интернете
Ценовая политика в Интернете – это совокупность принципов, правил и методик установления отпускных цен на товары и услуги в сфере онлайн торговли.
Сама по себе цена служит важнейшим элементом маркетингового комплекса. Ее уровень определяет доходность бизнеса и вероятность при прочих равных условиях приобретения товарной продукции продавца. В сфере онлайн торговли цены выступают одним из основных инструментов конкурентной борьбы за потребителя. Они очень часто меняются.
Установление отпускных цен на продукцию, их дифференциация и изменение лежат в основе проведения ценовой политики в Интернете. Основой для формирования ценовой политики в сфере электронной торговли служит внешняя и внутренняя маркетинговая информация. Определяющую роль при этом играет информация о конкурентах и целевой потребительской аудитории.
Традиционно основными стратегиями ценообразования в маркетинге выступают стратегии высокий, низких, средних, льготных и дискриминационных цен, стратегии скидок с цен, стратегии установления цен с учетом географических факторов и качества товарной продукции. Непосредственно в сфере онлайн ритейла они принимают следующий вид:
- установление рекомендованной розничной цены производителя;
- удвоение закупочной цены товара;
- дифференцирование отпускных цен;
- установление плавающих и фиксированных скидок;
- лидерство через убытки;
- использование фактора психологического восприятия цен;
- установление цен на уровне ниже или выше конкурентов;
- якорные цены.
Выбор той или иной стратегии ценообразования в Интернет-торговле зависит от множества факторов и требует проведения углубленного маркетингового анализа.
Так или иначе, основным отличием ценообразования в Интернете от традиционного выступает адресность ценового предложения, гибкость ценовой политики, а также возможность установления аукционных цен.
Основы разработки и формирования ценовой политики в Интернете
В основе разработки ценовой политики в Интернете лежит необходимость соблюдения ряда принципов, основными из которых считаются целевая направленность процесса ценообразования, оперативность, последовательность этапов ценообразования, а также адаптивность.
Принцип целевой направленности означает, что в основе разработки и формирования ценовой политики должно лежать определение проблем, в решении которых будут принимать участие отпускные цены на товарную продукцию.
В основе соблюдения принципа оперативности лежит необходимость своевременного и быстрого внесения изменений в ценовую политику.
Принцип последовательности предполагает необходимость поэтапной разработки ценовой политики. В Интернет-торговле процесс ценообразования состоит из ряда этапов. В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Этапы формирования ценовой политики в Интернете. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, сначала изучаются факторы ценовой чувствительности, определяются цели и задачи ценообразования. Затем анализу подвергается себестоимость и конкурентная среда. Далее определяется и закрепляется уровень отпускных цен.
Наконец, принцип адаптивности означает, что цены могут и должны меняться в зависимости от рыночных условий, диктуемых онлайн рынком.
Типичные ошибки ценообразования в Интернет-торговле
Процесс формирования ценовой политики в Интернете весьма сложен. Он должен иметь гибкий характер, постоянно подвергать корректировке и оптимизации. В настоящее время эксперты выделяют пять наиболее часто встречающих ошибок, допускаемых компаниями при установлении цен в сегменте электронной коммерции. К таким ошибкам относятся:
- игнорирование ценовой чувствительности целевой аудитории;
- удержание цен на одном и том же уровне в течении длительного времени;
- применение скидок с целью привлечения покупателей;
- проведение ценообразования в ручном управлении без учета конкуренции;
- отсутствие оптимизации ценообразования.
Рассмотрим каждую из ошибок более подробно.
Ошибка № 1 – игнорирование ценовой чувствительности. Как правило, покупатели интуитивно определяют цену, которую они готовы заплатить за тот или иной товар. Ее существенно превышение способно привести не только к срыву потенциально возможной сделки, но и к потере клиента. Ценовая чувствительность определяется множеством факторов, определяющую роль среди которых играют покупательская способность Интернет-пользователей. Именно ее оценки при формировании ценовой политики следует уделять особое внимание. В некоторых случаях на определенный срок даже допускается установление отпускных цен на некоторые товары на уровне ниже, чем их себестоимость. Однако подобные решения могут приниматься лишь в стратегических интересах компании и по отношению к ключевым товарам.
Ошибка № 2 – длительная стабилизация цен. Как показывает практика, многие компании считают, что применение динамического ценообразования способно вызывать недовольство клиентов, а потому следует удерживать цены на одном уровне. Однако, такая позиция ошибочна. В стратегической перспективе выгоднее использовать динамическое ценообразования, привлекая клиента возможностью получения выгодного предложения.
Ошибка № 3 – скидки. Многие компании стремятся использовать скидки для того, чтобы хоть как-то восполнить пробелы в ценовой политике. Однако, постоянное использование скидок приводит к тому, что покупатели «привыкают» к заниженным ценам и в случае их роста быстро уходят к конкурентам. Именно поэтому с точки зрения долгосрочных перспектив выгодно приучать покупателей к совершению повторных покупок, а скидки и акции использовать лишь с гарантией долгосрочного привлечения клиента.
Ошибка № 4 – не учитывать рыночную конкуренцию в онлайн среде. Эффективное ценообразование требует постоянного мониторинга цен конкурентов, которые в сфере электронной торговли меняются постоянно, и учитывать их при установлении отпускных цен на собственную продукцию.
Ошибка № 5 – отсутствие оптимизации. Ценообразование требует своей постоянно оптимизации. Чем большее количество факторов положено в основу установления отпускных цен, тем выше их эффективность.