Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Эволюция концепций маркетинга

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Эволюция концепций маркетинга
Эволюция концепций маркетинга

Сущность и этапы развития концепций маркетинга

Определение 1

Концепция маркетинга – это философия, некая идейная стратегия фирмы, ориентированная на потребителя и характеризующая ее рыночную деятельность.

Сегодня маркетинг выступает неотъемлемой частью жизнедеятельности современного общества. Представить себе успешное развитие бизнеса в долгосрочной перспективе без последовательной и систематической реализации маркетинговой деятельности практически невозможно.

В основе концепции маркетинга лежит некий научно обоснованный замысел организации деятельности, опирающийся на конкретную руководящую идею, эффективную стратегию и необходимый оперативный инструментарий реализации предпринимательства. По сути концепция маркетинга представляет собой ни что иное, как систему основных взглядов, положений и инструментов деятельности фирмы, позволяющих наилучшим образом удовлетворять потребности конечных потребителей, быстро и оптимально достигая при этом целей бизнеса.

С философской точки зрения концепции маркетинга основаны на организации деятельности компании с пониманием того, что в условиях рынка только лишь бизнес, ориентированный на потребителей, позволяет не только лучшим образом решать задачи самих не только покупателей, но и компании и общества в целом. В конечном счете, концепция маркетинга предопределяет цель маркетинга, в основе которой лежит удовлетворение потребителей как первооснова для решения задач, стоящих перед фирмой.

Концепции маркетинга непостоянны, они развиваются одновременно с развитием научной мысли и изменением общественных ценностей и представлений. Считается, что в своем развитии концепции маркетинга прошли несколько последовательных этапов (с 1860-х гг. по наст. вр.). Всего их насчитывается семь, в общем виде они представлены на рисунке 1.

Эволюционное развитие концепция маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Эволюционное развитие концепция маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каждая из семи представленных выше концепция маркетинга имеет свои особенности, в основе каждой из них лежит своя ведущая идея. Рассмотрим их сущность и содержание более подробно, но прежде обозначим особенность, характерную для всех концепций в целом.

Итак, поступательное развитие концепций маркетинга получило название эволюции. Для эволюции маркетинговых концепций характерно постепенное изменение (уменьшение) природы предмета маркетинговых отношений и их пространственного масштаба.

Общая характеристика и содержание основных концепций маркетинга

Одной из первых концепция маркетинга стала производственная концепция, получившая своей развитие, начиная со второй половины XIX в. и заканчивая 20-ми гг. ХХ века. Ее центральной идеей был девиз «производство по возможности». В частности, речь шла о необходимости концентрации усилий на производстве максимального объема товаров, уделяя при этом особое внимание количеству производимой продукции, эффективности и низким ценам. Производить следовало то, что имело достаточный спрос. Согласно данной концепции основой задачей товаропроизводителя выступало производство и сбыт товара. При этом считалось, что потребители будут готовы приобрести товар, достаточно широко распространенный и доступный по цене. В соответствии с этим бизнесу следовало прикладывать максимум усилий для того, чтобы усовершенствовать производство и систему распределения товаров.

В начале ХХ века возникла товарная концепция маркетинга, просуществовала она вплоть до 1930-х годов. В соответствии с ней товар необходимо постоянно совершенствовать, так как потребители с наибольшей вероятностью выбирают товар, который:

  • обладает более высокими потребительским свойствами;
  • имеет лучшее качество.
Замечание 1

Центральной идеей данной концепции выступала необходимость производства качественных товаров. Основное внимание маркетинга было сконцентрировано на товарной политике.

На смену товарной концепции маркетинга пришла сбытовая концепция. Иначе ее также принято называть концепцией интенсификации усилий. В ее основе лежала необходимость развития сбытовой сети фирмы, а основное внимание концентрировалось на построении и развитии системы распределения. Отправной точкой данной концепции считалась идея о тои, что потребители не станут покупать товар, если товаропроизводитель не предпримет каких-либо специальных мер по его продвижению.

Вслед за сбытовой концепцией свое развитие получила концепция традиционного маркетинга. Ее ведущей идеей считалась необходимость производства тех товаров и услуг, которые действительно нужны потребителям. В основе традиционной концепции маркетинга лежат:

  • постоянный анализ целевых рынков сбыта;
  • изучение нужд и потребностей потребителей;
  • обеспечение создания лучшей в сравнении с конкурентами продукции.
Замечание 2

Центральную роль в этой концепции занимали потребительские предпочтения.

Концепция традиционного маркетинга успешно просуществовала вплоть до 1980-х годов. После этого ее сменила концепция социально-этического маркетинга, свое внимание акцентировавшая на необходимости производства продукции, соответствующей требованиям общества в целом. Сторонники данной концепции во внимание принимали не только нужды и потребности потребителей, но и определенное внимание уделяли вопросам охраны окружающей среды и повышения благополучия не только конкретных потребителей, но и общества в целом.

В конце ХХ века появилась еще одна концепция маркетинга – маркетинг взаимодействия. Его главной идеей выступало производство продукции для удовлетворения потребителей и партнеров по бизнесу. Предметом маркетинговых отношений выступали отношения бизнес-субъектов. По сути данная концепция строилась на том. Что товаропроизводители пришли к пониманию того, что для бизнеса куда дешевле и выгоднее выстраивать долгосрочные взаимовыгодные отношения с уже существующими потребителями, нежели нести маркетинговые затраты, связанные с повышением интереса к продукции у новых клиентов.

Наконец, в XXI веке стала активно развиваться концепция маркетинга пространственно-временного взаимодействия. Она предполагает необходимость производства в целях обеспечения сохранности структурной определённости и сопряженности с внешней средой.