Понятие и сущность экономического маркетинга
Экономический маркетинг является «детищем» экономической науки и развивается как область прикладной экономики. Он связан с такими экономическими понятиями как:
- прибыль;
- полезность;
- специализация;
- материальные блага;
- рациональное поведение;
- обмен.
Маркетинг унаследовал многое от экономики. Маркетинговые теории, концепции и положения опираются на экономическую теорию. На протяжении всего развития экономического маркетинга происходила смена приоритетов. Изначально внимание уделялось производству, товарам и самому предприятию. Далее в основу маркетинга был положена организация сбыта и продвижения продукции. Сейчас экономический маркетинг перерос в маркетинг взаимоотношений, т. е. построение взаимовыгодных партнерских отношений со всеми участниками рынка.
Экономический маркетинг – это определенная философия производства, которая работает по законам рынка, постоянно развивается и совершенствуется под влиянием факторов внешней среды (экономических, политических, социальных и научно-технических).
Данный вид маркетинга позволяет компаниями достигать главную цель – максимизацию прибыли. Это возможно благодаря регулярному мониторингу изменений конъюнктуры рынка в рамках проведения маркетинговых исследований. Результаты исследований помогают скорректировать деятельность предприятия, оптимизировать производство, разработать стратегии и контролировать процессы распределения и продвижения продукции.
Цель экономического маркетинга – это получение и объяснение результатов рыночной деятельности, а также разработка и применение движущих сил экономики для управления рынком, средств прямого и косвенного воздействия на рынок и его структуру.
Задачи экономического маркетинга:
- представление реальной экономической ситуации на рынке в стране и по регионам;
- определение и создание моделей рыночного развития;
- разработка текущих и стратегических прогнозов развития различных видов рынка.
Экономический маркетинг состоит из двух элементов:
- составление системных предписаний или инструкций по производству и реализации продукции согласно договорам, планам и международным контрактам;
- обоснование предписаний, которое основывается на постоянных маркетинговых исследованиях, включающих прогнозы рынка на краткосрочный и долгосрочный период времени.
К экономическому маркетингу относят и социальные результаты или последствия рыночной деятельности, но с некоторыми замечаниями. Также он включает и социальные механизмы, которые позволяют напрямую влиять на экономические процессы рынка.
Показатели экономического маркетинга
Экономический маркетинг характеризуется четырьмя группами показателей:
- численность и состав компаний, которые занимаются рыночной (торгово-сбытовой) деятельностью;
- роль маркетинга в экономике;
- рыночные характеристики процесса товародвижения;
- экономический результат торговой деятельности.
Также экономический маркетинг изучает такие показатели, как объем, динамика и структура оптовой и розничной торговли, характеристики товарных ресурсов, сведения о торговой прибыли и данные экономической эффективности опта и розницы.
Анализ вышеуказанных параметров позволяет оценить ситуацию на рынке, разработать направления развития предприятия и реализовать их на практике. Оценка макроэкономической обстановки страны также представляет картину возможного кризиса и необходимости разработки антикризисных маркетинговых стратегий. Они помогут компаниям удержаться на рынке и даже обойти конкурентов.
Экономический маркетинг включает два функциональных направления:
- оценка динамики развития рынка;
- исследование территориального развития рынка.
Географическими единицами для исследования являются регионы страны. Оценка их экономической роли в общем объеме продаж рассматривается как одна из ключевых характеристик развития рынка. На этот показатель оказывает влияние следующие факторы:
- распределение и динамика доходов населения страны;
- ценовая конъюнктура;
- социально-демографические показатели;
- доля региона во времени и в пространстве и др.
Взаимосвязь маркетинга и экономики
В экономической системе маркетинг является более широким понятием. Под ним понимают полномасштабное исследование рынка спроса, потребителей, направления производства и цель выпускаемой продукции.
Также маркетинг – это активное воздействие на рынок и существующий спрос, а также на создание новых потребностей.
В условиях рыночной экономики функция маркетинга заключается в организации свободного и конкурентного обмена для гарантирования эффективного соотношения предложения и спроса на товары и услуги. Это соответствие требует следующего:
- организация материального обмена (физического движения товаров между производством и потребителем);
- организация коммуникации (движение информации).
Маркетинг в экономике – это организация обмена и коммуникации между продавцом и покупателем.
Маркетинг позволяет устанавливать соответствие производства и спроса. Изучение потребительски предпочтений – основа создания ассортимента, который отвечает требованиям рынка и общественного спроса. Маркетинговые подразделения уделяют много внимания внешнему виду продукции, качеству, потребительским характеристикам и послепродажному сервису. Усилия маркетологов должны быть направлены на убеждение покупателя в том, что товара компании лучше конкурирующих аналогов, чтобы сформировать круг лояльных потребителей.
Маркетинг позволяет принимать обоснованные решения относительно производства, разработки новой продукции, ее совершенствования или снятия с производства при снижении спроса. Эффективный маркетинг способствует рациональному согласованию ресурсов и возможностей компании с ее целями. Успех компании на рынке влияет на развитие экономики в целом.