Теория спроса и ее ограничения
Спрос – это обобщающий термин, который описывает модель поведения реальных и потенциальных потребителей конкретного продукта. Спрос определяется или финансовыми возможностями потребителя, или степенью его желания приобрести данный товар.
Спрос – то количество товара, которое хотят и могут приобрести потребители в определенное время, в определенном месте и за определенную цену.
В условиях рыночной экономики имеет место так называемый закон спроса.
Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса на данный товар уменьшается по мере того, как увеличивается цена на этот товар.
С математической точки зрения это значит, что существует обратная зависимость между величиной спроса и ценой.
Действие закона спроса объясняется тем, что здесь присутствует эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода звучит так: при снижении цены на товары покупатель чувствует себя богаче, а значит хочет приобрести больший объем товара. А эффект замещения выражается в стремлении замещать более дешевым товаром те товары, цены на которые остались неизменными.
Однако действие закона спроса имеет ряд существенных ограничений:
- при ажиотажном спросе, который вызван потребительскими ожиданиями повышения цен;
- для редких или дорогих товаров, приобретение которых расценивается как средство накопления (драгоценные металлы и камни, антиквариат, коллекционные изделия и др.)
- при изменении спроса, связанном с техническим прогрессом (например, с появлением смартфонов покупатели не станут больше приобретать обычные телефоны, даже если цена на последние будет значительно ниже).
Кривая спроса
Функция спроса в общем аналитическом виде записывается следующим образом:
$Q_d = f \cdot \frac{1}{P}.$
В графическом варианте эта функция выглядит так:
Спрос на конкретный товар определяется всей кривой спроса. Ось $P$ - это цена на товар, ось $Q$ - это объем товара. При цене $P_1$ покупатели готовы приобрести количество товара, равное $Q_1$, а при цене $P_2$ - объем, равный $Q_2$.
Существует также понятие изменения величины спроса – это движение точки по кривой спроса вверх или вниз. Это движение означает изменение количества приобретаемого товара, которое происходит в зависимости от того, как меняется цена на данный товар.
Кривая спроса изображается с отрицательным наклоном, так как потребители готовы приобретать больше товаров при меньшей цене.
Факторы, влияющие на спрос
Кроме цен на спрос влияют и другие факторы:
- изменение доходов покупателя ($I$). С ростом доходов спрос на нормальные товары растет. Нормальные товары – это товары, на которые растет спрос при росте доходов покупателей;
- изменение потребительских вкусов, изменение моды, изменение величины расходов на рекламу товаров ($T$);
- потребительские ожидания ($W$). Если покупатели ожидают рост цен, то они будут приобретать товары в больших количествах, чем ранее. Этот же принцип распространяется и на ожидания в росте доходной части;
- изменение цены на взаимозаменяемые товары (субституты) ($P_s$) и взаимодополняемые товары (комплименты) ($P_c$). Субституты – это товары, у которых рост цен на один из них приводит к росту спроса на другой (яблоки и груши, свинина и говядина и др.). Комплименты – это товары, у которых рост цены на один товар вызывает снижение спроса на другой (принтеры и картриджи);
- изменение количества потребителей ($N$). Чем больше потребителей, тем выше объем спроса;
- государственное регулирование ($B$). При повышении налогов на доходы потребителей, спрос, соответственно, снижается.
В виду изложенных выше факторов, функцию спроса можно записать следующим образом, где учтены все влияющие на спрос факторы:
$Q_d=Q\cdot (P,P_c,P_s,I,Т,W,N,B)$