Понятие и основные виды бенчмаркинга
Понятие бенчмаркинга вошло в практику экономики, менеджмента и маркетинга из геодезии. В переводе с английского этот термин означает отметку уровня или проверочную точку. Поэтому бенчмаркинг следует понимать, как выявление уровня развития согласно какому-то стандарту или эталону.
Под бенчмаркингом понимают:
- поиск удачных и лучших кейсов из бизнеса;
- непрерывный процесс измерения показателей конкурирующих компаний;
- изучение передового опыта партнеров и конкурентов;
- маркетинговую разведку;
- оценка деятельности и поведения конкурентов;
- повышение конкурентоспособности компании.
Бенчмаркинг – это систематическая работа субъекта рынка по поиску идеальной (эталонной) организации для изучения ее положительного опыта деятельности.
Главной целью бенчмаркинга является улучшение положения компании на рынке по какому-нибудь направлению деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучение собственных показателей в проблемной области;
- нахождение лучших компаний в отрасли;
- проведение сравнительной оценки;
- внедрение передового опыта.
Виды бенчмаркинга:
- общий;
- функциональный;
- внутренний;
- конкурентный;
- бенчмаркинг процесса.
Под общим бенчмаркингом понимают качественное и количественное сравнение производства, продаж, сферы обслуживания своей компании с другими компаниями, которые стали более успешными. Результатом исследования должна стать разработка направления развития и внедрение инноваций, что только усиливает инвестиционную деятельность.
Функциональный бенчмаркинг подразумевает также количественное и качественное сравнение, но уже параметров отдельных функций организации (процессов, операций, методов) с подобными параметрами лучших компаний в той же сфере деятельности. По сравнению с общим бенчмаркингом функциональный имеет следующие плюсы:
- отсутствие проблем с доступом к значимым показателям;
- широкий спектр возможностей для изучения технологий и методик;
- легкость в поиске и определении лидера.
Внутренний бенчмаркинг – это сравнительная оценка различных подразделений и департаментов предприятия для определения лучших показателей и наиболее эффективных бизнес-процессов внутри компании
Конкурентный бенчмаркинг проводится на основе данных компаний-конкурентов в своей отрасли или компаний-партнеров из другой отрасли.
Бенчмаркинг процесса выделяется иногда отдельно в зависимости от проблематики. Если данный вид применяется для минимизации затрат, то определяются затратообразующие факторы, а также обнаруживаются различия в формировании себестоимости у компании-лидера и у себя. В результате решается задача по конкретной ограниченной проблеме.
Особенности внутреннего бенчмаркинга
Внутренний бенчмаркинг предполагает исследование собственных бизнес-подразделений и филиалов, которые могут располагаться в разных местах.
Данный вид бенчмаркинга в отличие от других видов занимает меньше времени и ресурсов, а также имеет легкий доступ к любой информации, в том числе и секретной.
Внутренний бенчмаркинг – это самая простая форма эталонного сравнения, так как бизнес-единицы большинства предприятий имеют одинаковые функции. При этом ключевой задачей является определение внутренних стандартов эффективности компании, что приводит к обмену опытом применения передовых методов работы в рамках всей организации.
Помимо положительных моментов данного вида бенчмаркинга существует один существенный недостаток. Если компания не будет использовать полученные в ходе бенчмаркингового исследования результаты в качестве основного уровня для внешнего бенчмаркинга, то предприятия, применяющие этот вид сравнительной оценки чаще всего, сохраняют чрезмерную концентрацию на своих внутренних бизнес-процессах.
Внутренний бенчмаркинг считается отправным пунктом любого процесса бенчмаркинга и рассматривается в первую очередь. Когда любая компания только начинает разрабатывать программу бенчамаркинга, именно внутренний его вид считается лучшим вариантом развития данной программы и обучения сотрудников ею пользоваться.
Подобный подход эффективен в тех компаниях, в структуре которых большое количество бизнес-единиц, которые работают самостоятельно и почти идентичной деятельностью.
Сущность внутреннего бенчмаркинга состоит в том, чтобы для начала провести исследование внутри компании, потом выявить лучшие из изучаемых кейсов.
Внутренний бенчмаркинг провести легче, быстрее и дешевле других видов, так как отсутствуют проблемы безопасности или конфиденциальности. Иногда предприятие приглашает сотрудников из других организаций на временной основе с целью помочь провести планирование на перспективу.
Сравнение внутреннего бенчмаркинга с другими видами
Выделяют пять типов процесса бенчмаркинга:
- внутренний бенчмаркинг;
- внешний конкурентный бенчмаркинг;
- внешний внутриотраслевой бенчмаркинг;
- внешний межотраслевой бенчмаркинг;
- комбинированный межотраслевой и внешний бенчмаркинг.
Рисунок 1. Сравнение видов бенчмаркинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Идеального типа бенчмаркинга не существует. Каждый вид имеет свои плюсы и минусы, которые следует учитывать при выборе определенного вида бенчмаркинга.
Кроме такой оценки различные виды бенчмаркинга можно сравнить с позиции длительности, выбора партнеров и результатов.
Рисунок 2. Сравнительная характеристика различных типов бенчмаркинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Установление определенных границ для компаний, которые подлежат бенчмаркингу, принесет существенные результаты при уменьшенных расходах. Выделяют следующие ограничения:
- требования клиентов (высокое качество и надежность или невысокое качество и одноразовое применение);
- характеристики товаров (размер, форма, вес и т. д.);
- использование продукции (широкие промышленные категории: производство бакалейных товаров, офисных продуктов, электронная промышленность, производство транспортных средств и т. д.).
Комбинированный внешний и внутренний бенчмаркинг является наиболее распространенным подходом. Такое сочетание дает эффективные результаты.