Сущность бенчмаркинга рынка
Для того, чтобы стать лучше и обрести успех субъекты рынка начинают сопоставлять свои товары, услуги, процессы и показатели деятельности с лидерами в своей сфере. Ранее этот метод воспринимался как промышленный шпионаж (который имеет место и в настоящее время), но впоследствии процесс изучения опыта ведущих компаний мировых рынков стал носить систематический и легальный характер. Данная концепция называется бенчмаркинг.
Сам термин образован из английских слов bench – уровень, высота, mark – отметка, т.е. в совокупности означает определенная точка отчета. В русском языке бенчмаркинг – это эталонное сравнение.
Интерес отечественного бизнеса к бенчмаркингу растет, поскольку растет открытость российских рынков. Поэтому возникает необходимость в новых методах исследования рынков, оценки уровня и перспектив развития.
Данные методы позволяют:
- выявить лучшие практики, которые можно адаптировать под российские условия и использовать по назначению;
- обеспечить ускоренное развитие.
Бенчмаркинг – это процесс систематической и непрерывной оценки процессов одной компании и их сравнение с процессами компаний мировых лидеров рынка для получения информации, необходимой для совершенствования собственной деятельности.
Ключевая цель бенчмаркинга рынка – это повышение конкурентоспособности товаров, которые реализуются на данном рынке, а также разработка эффективной программы внедрения методик и приемов бенчмаркинга и применение полученных результатов в деятельности организации.
Основной задачей бенчмаркинга является систематическое улучшение маркетинга, финансов, технической обеспеченности продукции и развитие системы управления рынком. Это поиск и изучение наилучших методов и способов развития и совершенствования бизнеса.
Бенчмаркинг сегодня определяется как система методик определения стандартов качества продукции для осуществления сравнительной оценки и улучшения результата.
Бенчмаркинг как инструмент исследования рынка
Бенчмаркинг является современным инструментом нахождения и исследования самых лучших из известных методов ведения бизнеса. Поэтому и цель данного методы исследования – это поиск того рынка, на котором дела идут лучше всех.
Использование бенчмаркинга состоит в четырех действиях:
- понимание и изучение собственных бизнес-процессов;
- оценка бизнес-процессов других субъектов рынка;
- сравнительный анализ своих процессов с результатами исследуемых компаний;
- внедрение изменений для уменьшения отрыва.
Бенчмаркинг не является одноразовым. Чтобы получать полную, достоверную и актуальную информацию в динамике, необходимо сделать процесс бенчмаркинга постоянной частью процесса инноваций.
В последнее время многие компании на рынке, коммерческие и некоммерческие, стали использовать все плюсы и выгоды бенчмаркинга для улучшения своей деятельности.
Компании, которые применяют бенчмаркинг, постоянно сконцентрированы на процессе исследования рынка. В отличие от обычного традиционного конкурентного анализа бенчмаркинг позволяет определить области отставания от лидеров рынка, выявить причины разрывов и использовать передовой опыт для ускорения развития, минимизации затрат и повышении прибыли.
Главные компоненты процесса бенчмаркинга:
- измерение собственных товаров, процессов, показателей и других объектов;
- сравнение результатов измерений с идентичными объектами лидеров рынка;
- определение разрывов и их представление как возможностей для улучшения;
- исследование лучших практик и устранение разрывов – совершенствование деятельности благодаря адаптации лучших практик к собственным условиям применения;
- циклическое продолжение этой работы, (в том числе: следующее измерение – для оценки достигнутых результатов, следующее сравнение и поиск лучших практик).
Все лидеры рынков не стоят на месте, а развиваются, поэтому и появляются постоянно новые стандарты и эталоны.
Преимущества и недостатки использования бенчмаркинга
Бенчмаркинг применяется во многих отраслях и сферах деятельности:
- сфера банковских продуктов и услуг;
- образование;
- промышленность;
- производство мебели;
- производство продуктов питания;
- изготовление техники;
- судостроение и др.
Оптимизация осуществляется в маркетинге, менеджменте, работе с клиентами, поставщиками и др.
Основные преимущества и возможности бенчмаркинга:
- повышение конкурентоспособности продукции и услуг;
- улучшение финансовых показателей организации;
- уменьшение себестоимости бизнес-процессов;
- расширение рыночной доли и т.д.
Недостатки бенчмаркинга:
- большие затраты времени;
- сложности в поиске и получении полезной информации (иногда из-за конфиденциальности);
- риск неоправданных расходов (если стоимость изучения и внедрения результатов будет превышать полученный экономический эффект от оптимизации).
Если компании правильно определит проблемные и слабые места, тщательно спланирует проведение исследования, то бенчмаркинговый анализ принесет выгоду и преимущества
Бенчмаркинг широко используется автомобилестроительными заводами. Крупные компании покупают модель конкурентов, разбирают ее по деталям, осуществляют сравнительный анализ функциональности, дизайна и т.д.
Практика применения метода бенчмаркинга на рынке позволяет определить необходимые условия успеха:
- отличное понимание внутриорганизационных процессов;
- организация встреч с персоналом компаний-партнеров по бенчмаркингу после проведения тщательного исследования;
- сосредоточение исключительно на лучших примерах и практик;
- присутствие желания у компаний-партнеров предоставить информацию;
- важная информация всегда конфиденциальна;
- нельзя концентрироваться на результатах, необходимо понимать механизмы и процессы, приводящие к данным результатам;
- бенчмаркинг является непрерывным процессом, как и конкуренция на рынке;
- компания должна быть готова и желать меняться на основе проведенных бенчмаркинговых исследований.