Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Бенчмаркинг рынка

Сущность бенчмаркинга рынка

Для того, чтобы стать лучше и обрести успех субъекты рынка начинают сопоставлять свои товары, услуги, процессы и показатели деятельности с лидерами в своей сфере. Ранее этот метод воспринимался как промышленный шпионаж (который имеет место и в настоящее время), но впоследствии процесс изучения опыта ведущих компаний мировых рынков стал носить систематический и легальный характер. Данная концепция называется бенчмаркинг.

Сам термин образован из английских слов bench – уровень, высота, mark – отметка, т.е. в совокупности означает определенная точка отчета. В русском языке бенчмаркинг – это эталонное сравнение.

Интерес отечественного бизнеса к бенчмаркингу растет, поскольку растет открытость российских рынков. Поэтому возникает необходимость в новых методах исследования рынков, оценки уровня и перспектив развития.

Данные методы позволяют:

  • выявить лучшие практики, которые можно адаптировать под российские условия и использовать по назначению;
  • обеспечить ускоренное развитие.
Определение 1

Бенчмаркинг – это процесс систематической и непрерывной оценки процессов одной компании и их сравнение с процессами компаний мировых лидеров рынка для получения информации, необходимой для совершенствования собственной деятельности.

Ключевая цель бенчмаркинга рынка – это повышение конкурентоспособности товаров, которые реализуются на данном рынке, а также разработка эффективной программы внедрения методик и приемов бенчмаркинга и применение полученных результатов в деятельности организации.

Основной задачей бенчмаркинга является систематическое улучшение маркетинга, финансов, технической обеспеченности продукции и развитие системы управления рынком. Это поиск и изучение наилучших методов и способов развития и совершенствования бизнеса.

«Бенчмаркинг рынка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Бенчмаркинг сегодня определяется как система методик определения стандартов качества продукции для осуществления сравнительной оценки и улучшения результата.

Бенчмаркинг как инструмент исследования рынка

Бенчмаркинг является современным инструментом нахождения и исследования самых лучших из известных методов ведения бизнеса. Поэтому и цель данного методы исследования – это поиск того рынка, на котором дела идут лучше всех.

Использование бенчмаркинга состоит в четырех действиях:

  • понимание и изучение собственных бизнес-процессов;
  • оценка бизнес-процессов других субъектов рынка;
  • сравнительный анализ своих процессов с результатами исследуемых компаний;
  • внедрение изменений для уменьшения отрыва.
Замечание 1

Бенчмаркинг не является одноразовым. Чтобы получать полную, достоверную и актуальную информацию в динамике, необходимо сделать процесс бенчмаркинга постоянной частью процесса инноваций.

В последнее время многие компании на рынке, коммерческие и некоммерческие, стали использовать все плюсы и выгоды бенчмаркинга для улучшения своей деятельности.

Компании, которые применяют бенчмаркинг, постоянно сконцентрированы на процессе исследования рынка. В отличие от обычного традиционного конкурентного анализа бенчмаркинг позволяет определить области отставания от лидеров рынка, выявить причины разрывов и использовать передовой опыт для ускорения развития, минимизации затрат и повышении прибыли.

Главные компоненты процесса бенчмаркинга:

  1. измерение собственных товаров, процессов, показателей и других объектов;
  2. сравнение результатов измерений с идентичными объектами лидеров рынка;
  3. определение разрывов и их представление как возможностей для улучшения;
  4. исследование лучших практик и устранение разрывов – совершенствование деятельности благодаря адаптации лучших практик к собственным условиям применения;
  5. циклическое продолжение этой работы, (в том числе: следующее измерение – для оценки достигнутых результатов, следующее сравнение и поиск лучших практик).

Все лидеры рынков не стоят на месте, а развиваются, поэтому и появляются постоянно новые стандарты и эталоны.

Преимущества и недостатки использования бенчмаркинга

Бенчмаркинг применяется во многих отраслях и сферах деятельности:

  • сфера банковских продуктов и услуг;
  • образование;
  • промышленность;
  • производство мебели;
  • производство продуктов питания;
  • изготовление техники;
  • судостроение и др.

Оптимизация осуществляется в маркетинге, менеджменте, работе с клиентами, поставщиками и др.

Основные преимущества и возможности бенчмаркинга:

  1. повышение конкурентоспособности продукции и услуг;
  2. улучшение финансовых показателей организации;
  3. уменьшение себестоимости бизнес-процессов;
  4. расширение рыночной доли и т.д.

Недостатки бенчмаркинга:

  • большие затраты времени;
  • сложности в поиске и получении полезной информации (иногда из-за конфиденциальности);
  • риск неоправданных расходов (если стоимость изучения и внедрения результатов будет превышать полученный экономический эффект от оптимизации).
Замечание 2

Если компании правильно определит проблемные и слабые места, тщательно спланирует проведение исследования, то бенчмаркинговый анализ принесет выгоду и преимущества

Бенчмаркинг широко используется автомобилестроительными заводами. Крупные компании покупают модель конкурентов, разбирают ее по деталям, осуществляют сравнительный анализ функциональности, дизайна и т.д.

Практика применения метода бенчмаркинга на рынке позволяет определить необходимые условия успеха:

  • отличное понимание внутриорганизационных процессов;
  • организация встреч с персоналом компаний-партнеров по бенчмаркингу после проведения тщательного исследования;
  • сосредоточение исключительно на лучших примерах и практик;
  • присутствие желания у компаний-партнеров предоставить информацию;
  • важная информация всегда конфиденциальна;
  • нельзя концентрироваться на результатах, необходимо понимать механизмы и процессы, приводящие к данным результатам;
  • бенчмаркинг является непрерывным процессом, как и конкуренция на рынке;
  • компания должна быть готова и желать меняться на основе проведенных бенчмаркинговых исследований.
Дата написания статьи: 25.03.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot