Понятие, цели и задачи бенчмаркинга
Бенчмаркинг появился от слова «benchmark», где bench – уровень, высота, mark – отметка. Поэтому бенчмаркинг это, то, что обладает конкретным количественными и (или) качественными показателями и может использоваться как стандарт для сравнительной оценки с другими предметами.
Бенчмаркинг – это процесс исследования и оценки товаров, услуг, системы управления и опыта тех компаний, которые являются лидерами.
Это способ изучения любого объекта рынка и своих конкурентов, чтобы использовать их положительный опыт в своей деятельности.
Бенчмаркинг следует отличать от маркетинговой разведки. В первом случае для исследования используются данные, наличествующие в открытом доступе, во втором – анализируется любая информация, также и секретная.
Бенчамаркинг является систематической деятельностью, которая направлена на поиск, анализ и обучение на лучших примерах, не зависимо от их масштаба, сферы бизнеса и территориального положения. Это искусство нахождения того, что другие делают лучше, а также изучение, использование и совершенствование бизнес-процессов компании.
Главной целью бенчмаркинга является повышение конкурентоспособности товара, разработка эффективной программы реализации методик и приемов бенчмаркинга и применение полученных результатов в деятельности компании.
Кратко: цель бенчмаркинга – это улучшение показателей деятельности предприятия.
Кроме всего, конкретными целями бенчмаркина могут быть следующие:
- оптимизация расходов материалов;
- использование новых технологий для уменьшения себестоимости.
Прибыльность можно повысить двумя способами. Во-первых, посредством минимизации производственных и других затрат. Во-вторых, с помощью увеличения размеров продаж при привлечении новых потребителей, а также за счет улучшения качества товаров или включения новых сервисов.
Основной задачей бенчмаркинга считается постоянное совершенствование маркетинга, финансов, технической обеспеченности товаров и развитие системы управления компанией. Это поиск и изучение наилучших методов и способов развития и совершенствования бизнеса.
Виды бенчмаркинга
Не существует идеальных универсальных видов бенчмаркинга. В зависимости от среды, продукции, услуг, имеющихся ресурсов и возможностей один вид может походить одной компании, другой – другой.
Различают четыре вида бенчмаркинга:
- внутренний;
- конкурентный;
- функциональный;
- общий.
Внутренний бенчмаркинг предполагает изучение бизнес-процессов внутри компании. В этом случае сравниваются показатели эффективности разных торговых подразделений. Единственная трудность в нем - определить уникальные методики, хотя сложностей со сбором данных нет.
Конкурентный бенчмаркинг выполняется по отношению к конкурентам в своем сегменте, а также изучается положительный опыт ведения бизнеса лидеров мирового рынка. Сбор информации осложнен, поскольку информация является конфиденциальной. Данный вид бенчмаркинга эффективен в отраслях, где используются новые технологии и процессы.
Функциональный бенчмаркинг – это исследование определенных функций, которые выполняет успешная компания. Также это возможность поиска уникальных технологий, которые еще не использовались в данной области.
Общий бенчмаркинг – это детальное изучение конкурирующих компаний с высокой эффективностью бизнес-процессов, выгодными позициями на профильном рынке или активным ростом продаж. Это наиболее сложный и подготовленный вид изучения, который позволит получить максимум полезных сведений.
Еще выделяют товарный бенчмаркинг. Это сравнительная оценка товаров, бизнес-процессов, связанных с производством конкурентной продукции, с аналогами прямых конкурентов. Именно российские организации часто используют данный вид бенчмаркинга.
Этапы бенчмаркинга
Различают пять основных этапов процесса бенчмаркинга:
- выполнение функций и процессов, которые требуют улучшения в вашей компании;
- определение наилучших компаний;
- расчет показателей предприятия;
- измерение показателей других организаций;
- применение полученной информации для улучшения показателей компании.
Первый этап предполагает выявление главных функций или процессов, которые требуют улучшения. Главная ошибка бенчмаркинга – неумение изучать внутренние процессы. Кроме всего одни сотрудники компании могут не замечать, что вся необходимая информация уже есть, а другие – не в состоянии собрать все, что известно о собственных внутренних процессах. А без надежной информационной базы невозможна сравнительная оценка компании с конкурентами.
На втором этапе определяются наилучшие компании. Если даже известны компании-лидеры в отрасли, то не стоит ограничивать себя бенчмаркингом только с ними. Лучше присмотреться к другим отраслям, чтобы увеличить шансы найти что-то новое.
На третьем этапе можно сравнить компанию с другими аналогичными, а также понять, какие вопросы задать и какую информацию получить от компаний при их посещении. Некоторые процессы можно легко определить количественно (например, выработка товара на одного занятого, число ошибок на одно изделие, число операций на одного человека и др.). Другие процессы, наоборот, приходится оценивать самостоятельно.
На этапе измерения показателей других компаний собирается и анализируется информация бенчмаркинга, которая требует хорошей подготовки. В данном случае много вопросов не задают, они должны быть по предмету и более конкретными.
Самая распространенная ошибка бенчмаркинга – это отсутствие подготовки. Она заключается в сборе информации из внешних источников, поиске доступной информации об интересующейся компании и т.д. А общей ошибкой бенчмаркинга является не замечание истинной причины того, почему одна компания лучше вашей.
Цель бенчмаркинга состоит в том, чтобы улучшить показатели компании. Бенчмаркинг – это не единовременное действие, это часть программы развития и улучшения.
Главная задача бенчмаркинга – это научиться у лучшего и адаптировать усвоенное в своей организации.