Понятие и сущность ассортиментной политики предприятия
Ассортиментная политика предприятия – это свод намерений и возможностей хозяйствующего субъекта (предприятия, организации, фирмы) в сфере формирования ассортимента, сформулированных его руководством.
Сущность ассортиментной политики предприятия сводится к определению ассортимента, который будет наиболее предпочтителен для успешной работы на рынке и способен обеспечить экономическую эффективность деятельности хозяйствующего субъекта в целом. Считается, что ассортимент должен быть сформирован в зависимости от рыночных потребностей, стратегических целей и финансового состояния предприятия.
Ассортиментная политика строится на формировании ассортимента товаров и услуг фирмы, определении принципов управления ассортиментным портфелем, выстраивании взаимоотношений с покупателями, поставщиками, посредниками в соответствии со стратегическими целями предприятия и в зависимости от потребностей рынка, возможностей производства и сбыта, а также финансового состояния самого предприятия.
Ассортиментная политика утверждает основные принципы рыночной деятельности предприятия в отношении рынков, их сегментов, предпочтений покупателей, товаров, динамики цен, уровня экономических связей. Считается, что все эти факторы необходимы для того, чтобы обеспечить эффективность рыночной деятельности любого хозяйствующего субъекта.
Разработка и формирование ассортиментной политики предприятия считается одним из важнейших направлений маркетинговой деятельности любой торговой организации. Особое значение она приобретает в условиях высоко конкурентной рыночной среды, когда к товару со стороны потребителей предъявляются повышенные требования в сфере качества и ассортимента.
Ассортиментная политика предприятия может быть сформирована на трех уровнях:
- видовой уровень;
- марочный уровень;
- категорийный уровень.
На видовом уровне формируется общая ассортиментная политика предприятия. Как правило, она разрабатывается производственными и торговыми организациями, которые придерживаются традиционной концепции формирования товарного ассортимента.
На марочном уровне формируется марочная политика. Она может быть создана в рамках общей ассортиментной политики или выступать в качестве ее самостоятельной разновидности. Чаще всего ее используют специализированные магазины, имеющие небольшую групповую широту и значительную глубину.
На категорийном уровне формируется категорийная политика. Обычно она разрабатывается взамен общей ассортиментной политики тем торговыми организациями, которые внедряют концепцию категорийного менеджмента.
Цели и задачи ассортиментной политики предприятия
Ассортиментная политика предприятия имеет под собой определенные цели и задачи, определяющие ее сущностное предназначение. Рассмотрим их более подробно.
Основная цель ассортиментной политики предприятия заключается в формировании оптимального ассортимента товаров и услуг, выпускаемых ею на рынок для удовлетворения потребностей потребителей и получения запланированного уровня прибыли. Иначе говоря, с точки зрения маркетинга цель ассортиментной политики сводится к построению ассортимента продукции предприятия, способствующего решению его стратегических рыночных целей, в зависимости от потребности рынка (текущей и перспективной).
В целом справедливо говорить о том, что ассортиментная политика преследует долгосрочные цели. Для их достижения ассортиментной политикой решается ряд задач.
К числу основных задач, стоящих перед ассортиментной политикой предприятия, принято относить:
- удовлетворение потребительских запросов;
- обеспечение оптимального использования технологических знаний и опыта предприятия;
- оптимизацию финансовых результатов хозяйствующего субъекта;
- завоевание новых покупателей за счёт расширения сферы применения имеющейся производственной программы;
- соблюдение принципов гибкости посредством диверсификации сфер деятельности предприятия;
- обеспечение синергизма, основанного на расширении областей производства, связанных друг с другом определенной технологией, единой квалификацией кадров и иной логической зависимостью.
Формирование ассортиментной политики предприятия предполагает не только определение потребностей в продуктах определенной ассортиментной принадлежности, а также планирование и прогнозирование оптимального ассортимента, но и выбор и обоснование главных направлений ассортиментной политики, поиск товарных предложения, выявление возможных рисков и предотвращение их нежелательных последствий.
Основные направления ассортиментной политики предприятия
Основные направления ассортиментной политики предприятия представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые направления ассортиментной политики хозяйствующего субъекта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Расширение ассортимента связано с увеличением количества групп и видов товаров посредством уже имеющихся на рынке, но отсутствующих в ассортименте самого предприятия.
Обновление ассортимента опосредовано введением в него новых товаров, а сокращение – уменьшением количества групп или видов товаров.
Под стабилизацией ассортимента принято понимать такое его состояние, которое отличается неким постоянством характеризующих его показателей. В частности, речь идет о высокой устойчивости и низкой степени обновления товарного ассортимента.
Совершенствование ассортимента связано непосредственно с изменением его структуры в целях оптимизации.
В основе гармонизации ассортимента лежит формирование ассортимента разных предприятий или структурных подразделений одного предприятия с учетом степени близости к оптимальному, иногда предварительно запланированному перечню.