Понятие и сущность маркетинга в научной сфере
Маркетинг в научной сфере – это разновидность маркетинга, применяемая научными и образовательными организациями и учитывающая специфику их деятельности.
Маркетинг в научной сфере в значительной степени опосредован структурой научной деятельности, составными элементами которой выступают:
- субъект и объект научной деятельности;
- цель научной деятельности;
- методы познания (теоретические и эмпирические);
- категориальный и понятийный аппарат;
- технические средства научно-исследовательской работы.
Научная сфера, а вместе с ней и маркетинг, в ней реализуемый, в современном мире выполняют ряд важнейших функций культурно-мировоззренческого, познавательно-объяснительного, прогностического, производственного и социально-преобразующего порядка.
Маркетинг в научной сфере по праву можно считать принципиально новой, отчасти поисковой сферой маркетинга. Как научно-прикладная дисциплина он еще не сформирован, но уже находит свои проявления в деятельности организаций научной сферы. В настоящее время научно-образовательная сфера состоит из ряда объектов. В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Объекты научно-образовательной сферы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Наиболее активно маркетинг и деятельность, с ним связанную, практикуют учреждения образовательного сектора, фундаментальной и прикладной науки. Не последнюю роль в этом процесс играют и бизнес-структуры. Основной задачей их маркетинговой деятельности выступает эффективное продвижение на рынок продуктов (товаров и услуг), способных удовлетворить существующий или породить новый спрос. Не последнюю роль при этом играют вопросы коммерциализации новых научных знаний, инновационных технологий и разработок.
По сути своей маркетинг в научной сфере сочетает в себе инновационный и образовательный маркетинг и находится на стыке между ними.
Свое практическое воплощение маркетинг научной сферы находит в планировании и реализации действий и приемов объектов научно-образовательной среды в условиях функционирования современного рынка, направленных на превращение научных идей и знаний в такую форму, которая сможет удовлетворить потребности потребителей (учащиеся, бизнес и общество в целом), принося при этом им самим определённый доход.
Маркетинг научной сферы играет огромную роль не только в деятельности самих организаций научно-образовательной среды, но и в развитии общества и экономики в целом. Его значимость заключается в следующем. Во-первых, маркетинг научной сферы неразрывно связан с генерацией и распространением передовых научно-образовательных идей, что само по себе призвано содействовать распространению и внедрению новейших технологий и инновации в отраслевую структуру экономики страны. Во-вторых, развитие системы образования и науки в определенной степени зависит от маркетингового инструментария, используемого научно-образовательными учреждениями. Развитие науки и техники, повышение качества образовательных процессов, в свою очередь, способствует росту общего уровня жизни населения. Наконец, в-третьих, маркетинг ка нельзя лучше способствует развитию платных образовательных услуг и лежит в основе коммерциализации научно-технических проектов. Благодаря ему новые знания применяются на практике и обретают стоимость.
Специфика и особенности маркетинга в научной сфере
Маркетинг в научной сфере представляет собой явление довольно сложное, до конца не сформированное и не изученное. Безусловно, он обладает особой спецификой, которая обусловлена в первую очередь направленностью и особенностями деятельности организаций научной сферы.
Важную роль в маркетинге в научной сфере играет проведение маркетинговых исследований. Чаще всего они направлены либо на выявление скрытых потребностей рынка, либо на оценку потенциальной его способности к восприятию принципиально нового продукта (товара, услуги, идеи и пр.). Ели речь идет об образовательных организациях, то их основной задачей выступает удовлетворение спроса на образовательные услуги посредством участия в конкурентной борьбе за слушателей.
Говоря об особенностях маркетинга в научной сфере, имеет смысл разграничить его на два направления:
- маркетинг образования (образовательных услуг);
- научно-технический маркетинг.
Специфика образовательного маркетинга проявляется, прежде всего, в задачах, на решение которых он направлен. В частности, речь идет об исследовании рынка образования, привлечении абитуриентов и слушателей, организации образовательных процессов с точки зрения их «полезности», индивидуализации жизни слушателей, а также последующем сопровождении учеников. В этом случае образовательными организациями должны выполняться маркетинговые функции, связанные с оказанием услуг необходимого качества, объема и ассортимента (согласно требованиям рынка) и их непрерывным совершенствованием, производством сопутствующих услуг, направленных на формирование личности, а также оказанием информационно-консультационной поддержки.
Особенностями научно-технического маркетинга выступают необходимость рыночного продвижения результатов научно-технической деятельности с одной стороны, и обеспечение их защиты (в том числе от недобросовестной конкуренции) – с другой стороны. Здесь как никогда важны тщательная проработка концептуальных основ продвигаемого на рынок продукта, исследование и оценка потребности в нем, а также рыночное позиционирование и маркетинговые коммуникации. Особого внимания при этом заслуживает поиск потенциальных инвесторов.
Так или иначе, в современном мире развитие маркетинга в научной сфере приобретает особое значение, поскольку именно интеллектуальный потенциал становится решающим фактором в приумножении национального богатства общества и выступает основой формирования человеческого капитала будущих поколений.