Внешнеторговые операции - это действия двух и более независимых лиц, являющихся представителями разных государств, направленные на куплю-продажу товаров, возмездное оказание услуг либо выполнение работ.
Основные сведения о внешнеторговых операциях
Морской транспорт исторически использовался именно для установления международного сообщения между странами мира. Особое значение этой функции морского транспорта было приобретено в последние десятилетия, когда глобализация мировой экономики развернулась в больших масштабах. Следовательно, морской транспорт стал чаще использоваться для выполнения внешнеторговых операций.
Внешнеторговые операции представляют собой разновидность торговых сделок, в рамках которых одна сторона (продавец) берет на себя обязательства по поставке (передаче) партнеру к обусловленному сроку оговоренного количества указанного в договоре товара, а другая сторона (покупатель) берет на себя обязательства по оплате согласованной цены товара. Заключение внешнеторговой сделки происходит при помощи специального документа - договора купли-продажи.
Договор купли-продажи, в том числе, во внешней торговле включает в себя следующие разделы: преамбула, предмет договора, количество товара, качество товара, методы проверки количества и качества, тара и упаковка, сроки или график поставки, цена товара и условия оплаты, ответственность сторон, порядок рассмотрения споров.
Особенностями внешнеторговых операций и их отличиями от других торговых сделок признаются следующие факты:
- Стороны договора купли-продажи являются лицами, которые представляют разные государства, поэтому в договоре необходимо четко указать, законодательство какой страны будет базовым при выполнении договора.
- Взаиморасчеты ха поставку (передачу) товара, как правило, производятся в иностранной валюте, поэтому в договоре необходимо четко зафиксировать валюту цены товара и валюту платежа.
- Процесс исполнения договора купли-продажи сопряжен с пересечением государственных (таможенных) границ, поэтому требуется регулирование вопросов, связанных с таможенным оформлением грузов и оплатой таможенных пошлин и сборов.
Внешнеторговая операция может быть осуществлена в различных формах. Прежде всего, различают экспорт (поставка товара из страны на внешний рынок), импорт (поставка товара с внешнего рынка в страну), реэкспорт (покупка товара заграницей для продажи в третьей стране), реимпорт (возвращение в собственную страну непроданного товара).
Документация внешнеторговых операций
Подтверждением заключения договора перевозки груза на морском транспорте является составление и выдача отправителю груза транспортной накладной — коносамента. Перевозчик по требованию отправителя обязан после приема груза для перевозки выдать ему коносамент.
Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Это говорит о возможности его продажи, покупки, передачи на определенным условиях другому лицу. Коносамент доказывает факт заключения договора перевозки и содержит в себе все основные условия данного договора: грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика, груз, его количественные и качественные характеристики и пр.
Также в морских перевозках при выполнении внешнеторговых операций может использоваться морская накладная. Она не является ни товарораспорядительным (не предоставляет право собственности на груз), ни оборотным документом. Функции морской накладной заключаются в подтверждении заключения договора перевозки и факта принятия груза перевозчиком (судовладельцем) к перевозке.
Роль морского транспорта во внешней торговле
Результаты последних исследований говорят о том, что на долю морских перевозок приходится 62% общемирового грузооборота. При этом более 90 % мирового морского транспорта занято международными перевозками, т. е. участием в выполнении внешнеторговых операций. Больше половины стран мира (120) имеют выход к морю и, соответственно, порты, через которые можно осуществлять международную торговлю товарами.
Для многих развитых и развивающихся стран мира морской транспорт был и остается главной внешнеторговым звеном, который обеспечивает их связь с другими субъектами мировой экономики. Это, в частности, относится к таким странам, как Япония, Австралия, Новая Зеландия, Индонезия и др. Некоторые районы могут получить широкомасштабную доставку грузов только при помощи морского транспорта (примерами являются арктические районы России).
Преимущества морского транспорта при выполнении внешнеторговых операций заключаются в следующем:
- по сравнению с другими видами транспорта перевозки груза при помощи морского транспорта имеют более низкую себестоимость;
- морской транспорт отличается высокой грузоподъемностью, которой не может похвастаться наземный или воздушный транспорт;
- практически отсутствуют ограничения на габариты грузов и пропускную способность морского транспорта;
- перевозки груза на морском транспорте осуществляются по унифицированным стандартам, нормативам и в едином правовом поле (на основе таких международных документов, как брюссельская и афинская конвенции);
- для морских перевозок широко используют контейнеры, которые защищает груз не только от преступных посягательств и случайных повреждений, но и от неблагоприятных воздействий природы.
Главный недостаток морского транспорта при выполнении внешнеторговых операций заключается в невысокой скорости транспортировки в сравнении с другими видами транспорта. Кроме того, существует высокая зависимость от метеоусловий и необходимость совершения значительных капиталовложений. Однако несмотря на эти факты, морской транспорт продолжает оставаться популярным способом осуществления внешнеторговых операций.