Судоходная политика ЕС — это определение государствами-участницами Европейского союза и их населением целей, задач, направлений и способов защиты общих интересов на морском побережье и в открытом море.
Общая характеристика судоходной политики ЕС
Судоходная политика занимает значимое место в текущей повестке дня для Европейского союза. Это связано с тем, что, согласно официальным статистическим данным (точнее говоря - по данным Европейского института статистики), около 90% всего объема грузовых перевозок между Европой и другими частями света осуществляется посредством морского транспорта.
В частности, доля морских перевозок в общем объеме внешнеторгового грузооборота с третьими странами составляет около 87 % в импорте и около 66 % в экспорт. А между странами ЕС морские перевозки составляют около 30% грузооборота (с учетом близкого территориального взаимного расположения и отсутствия у некоторых стран выхода к морю). Особенно важное значение внешнеторговые перевозки по морю имеют для Дании, Греции, Испании и Португалии.
Отсюда можно сделать вывод о том, что предоставление услуг посредством морского транспорта является необходимым условием в деле успешной конкуренции между государствами — членами ЕС и другими странами мира.
На данный момент приоритетные направления судоходной политики Европейского союза заключаются в следующих аспектах:
- защита свободного доступа на мировой фрахтовый рынок, что обеспечивает необходимые преимущества государств-членов Европейского союза, которые находятся в высокой зависимости от морской торговли;
- создание благоприятных условий для поддержания на мировом рынке транспортных услуг справедливой конкуренции, что должно стать гарантией для достижения в ближайшем будущем требуемого уровня предпринимательства;
- формирование и укрепление конкурентных преимуществ флота государств—членов европейского союза, за счет которых должно быть гарантировано выживание этого флота в современных рыночных условиях;
- улучшение условий найма и работы сотрудников морских компаний;
- совершенствование стандартов спасания на море и защиты окружающей среды.
Приоритетность этих направлений подтверждена их фиксацией в официальных документах Европейского союза - морской стратегии, основных направлениях морской политики, многочисленных регламентах и инструкциях.
Реализация судоходной политики ЕС в деятельности морских перевозчиков
Для того чтобы достичь те цели и задачи, которые были провозглашены в рамках судоходной политики Европейского союза, необходимо предварительно принять ряд мероприятий. В частности, нужно разработать привлекательную модель для повышения качества морских перевозок и надежности европейских операторов. В то же время требуется решение имеющих место у них финансовых проблем. В связи с этим в Европе на сегодня не распространены случаи признания региональных морских перевозчиков банкротами (т.е. несостоятельными).
Не последнее место в судоходной политике ЕС занимает задача повышения привлекательности морских профессий, в частности, путем открытия карьерных перспектив в морском секторе. С этой целью сообщество оказывает поддержку морским организациям в их работе по защите прав моряков.
Морской сектор в настоящее время сталкивается с глобальными проблемами международного сотрудничества — это развитие и внедрение передовых технологий и систем безопасности, модернизация и строительство морских портов. Однако кроме них осуществляется поиск рациональных экологических решений на морском транспорте.
Судоходная политика Европейского союза формируется на основе экологического (экосистемного) подхода. И это неудивительно, так как Евросоюз в качестве одного из своих приоритетов уже на протяжении нескольких десятилетий рассматривает политику в отношении охраны окружающей среды.
Европейский союз принимает документы, в которых обозначены основные экологические цели в сфере судоходной политики, что непосредственно отражается на деятельности морских перевозчиков. В их отношении выдвигают такие требования, как сокращение выбросов парниковых газов, улучшение экологического качества морской воды, снижение оксидов серы и оксидов азота. Это вынуждает транспортные компании приводить свое оборудование в соответствии с новыми экологическими нормами: провести комплексную модернизацию или закупку и замену.
Действующая нормативно-правовая база в Европейском союзе еще регулирует вопросы, связанные с ответственностью морских перевозчиков. Так, они должны компенсировать любой вред здоровью или ущерб имуществу, которые были получены в ходе пассажирской или грузовой перевозки в результате транспортного инцидента (в качестве его примера можно привести столкновение, кораблекрушение, опрокидывание, пожар, взрыв, скручивание или какой-нибудь другой дефект морского судна). В связи с этим перевозчики должны страховать свою гражданскую ответственность в страховых компаниях или же самостоятельно формировать собственные резервные фонды на случай уплаты подобных платежей.
В Европейском союзе традиционно большое внимание уделяется формированию безбарьерной среды. Отсюда следует обязанность европейских морских перевозчиков устанавливать все необходимое мобильное оборудование для пассажиров, которые являются лицами с ограниченными возможностями в передвижении.
Таким образом, Европейский союз активно проводит судоходную политику, в том числе, в отношении европейских компаний, которые являются морскими перевозчиками грузов и пассажиров. В большей степени меры судоходной политики интеграционного объединения европейских стран направлены на сферы рыночной конкуренции, охраны окружающей среды и защиты прав отдельных категорий граждан.