Стратегические решения - это управленческие решения, которые принимает руководство предприятия с целью наиболее оптимальной реализации его миссии и достижения главных целей.
Сущность стратегических решений предприятия
Создание и функционирование любого предприятия продиктовано, прежде всего, желанием реализации определенной миссии и конкретных целей. Главным инструментом достижения подобных результатов в современном менеджменте является стратегия.
В общем случае стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Осуществление этого плана предполагает принятие определенных решений, принятие мер и проведение мероприятий (совершение действий). Все они в данном случае приобретают стратегический характер.
Стратегические решения представляют собой управленческие решения, которые принимаются высшими лицами предприятия, представителями топ-менеджмента. Стратегические решения отражают точку зрения руководства, на что должно быть похоже предприятие и чем оно должно заниматься.
Принятие стратегических решений связано с изменениями, которые происходят во внешней среде и в окружающей обстановке. Следовательно, они должны содействовать предприятию в адаптации к новым условиям, в обеспечении успешного взаимодействия с внешней средой.
Принятие и исполнение стратегический решений в большинстве случаев связано с применением всестороннего подхода к управлению предприятием. Они имеют дальний прицел, поскольку охватывают длительные перспективы и имеют долгосрочное значение.
Стратегические решения причастны, прежде всего, к оценкам и ожиданиям ключевых участников предприятия - акционеров (собственников) и директоров. Именно через стратегию отражаются их отношения и мнения.
Особенностью стратегических решений является их сложность. Во многом это связано из-за высокой степени неопределенности, в условиях которой предприятию приходится функционировать в долгосрочной перспективе.
Принятие стратегических решений призвано серьезным образом повлиять на ресурсы и оперативную деятельность предприятия. Они провоцируют принятие большого числа организационных решений более низкого уровня. В частности, стратегические решения так или иначе отражаются на конфигурации организационной модели логистики предприятия.
Описание организационных моделей логистики предприятия
Любое предприятие проводит логистическую деятельность (как и другие виды хозяйственной деятельности) в рамках определенной организационной модели (структуры). Она представляет собой выражение принятых решений относительно создания внутри предприятия отдельных структурных подразделений, закрепления за ними определенных функций, распределения обязанностей среди сотрудников.
Практика говорит о том, что организационная модель логистики может быть построена на предприятии по одному из следующих вариантов:
- Функциональная организационная модель - персонал предприятия группируется по функциональным областям логистики (снабжению, производству, транспортировке, складированию, сбыту и др.).
- Дивизиональная организационная модель - предполагает создание отдельных функциональных структур, которые будут обслуживать отдельные товарные и (или) географические рынки.
- Матричная организационная модель - по своей сути представляет собой комбинированный вариант, который совместно использует принципы функциональной и дивизиональной организационных структур, что приводит к возникновению двойного подчинения.
Стоит иметь в виду, что именно стратегия предприятия и принимаемые его руководством стратегические решения должны инициировать процессы разработки и корректировки организационной модели логистики. Это находит отражение в том, что высший менеджмент предприятия принимает управленческие решения относительно таких вопросов, как специализация, департаментализация, размер структурных подразделений и делегирование полномочий.
Построение организационной модели логистики предприятия находится в зависимости от большого числа факторов, которые параметры которых определяются сутью управленческих решений, принимаемых на стратегическом уровне. В частности, наибольшее воздействие в данном случае способны оказать следующие факторы:
- главные направления хозяйственной деятельности предприятия;
- размеры и производственная мощность предприятия, которые проявляются, например, через занимаемая площадь и объем станочного парка;
- количество наименований, типов, марок, сортов и размеров материально-технических ресурсов, которые предприятие использует в ходе собственной хозяйственной деятельности;
- структура материально-технических ресурсов, которые предприятие потребляет, прежде всего, по направлениям хозяйственной деятельности;
- количество поставщиков материально-технических ресурсов и их территориальное расположение;
- назначение и количество складов предприятия, которые используются для хранения материально-технических ресурсов;
- наличие в собственности предприятия магистральных и внутризаводских транспортных средств, их количество по видам и типам;
- численность потребителей промежуточной и (или) конечной готовой продукции, которую выпускает предприятие.
Многие из перечисленных факторов либо непосредственно определяются стратегическими решениями руководства предприятия, либо являются следствием исполнения стратегических решений. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что разработка, принятие и исполнение стратегических решений имеют первостепенное значение с точки зрения построения и эксплуатации организационной модели логистики предприятия. Это должны осознавать руководители и на уровне топ-менеджмента, и на уровне логистического менеджмента.