Основные сведения
Управление цепями поставок – это логистическая концепция, которая заключается в интегрированном подходе к управлению всеми материальными потоками, возникающими и преобразующимися в логистической системе предприятия.
Термин «управление цепями поставок» происходит от английского «supply chain management», в связи с этим для обозначения данной концепции часто используют аббревиатуру SCM.
Концепция SCM предполагает интегрированное управление всеми процессами предприятия от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка.
В настоящее время концепция SCM получила практическую реализацию, на ее основе разработано прикладное программное обеспечение — система управления цепями поставок.
Система управления цепями поставок (SCM-система) – это прикладной программный продукт, предназначенный для автоматизации и контроля всех процессов снабжения и товародвижения на предприятии.
SCM-система позволяет оптимизировать функционирование бизнеса и сократить затраты на закупки и логистику.
В рамках SCM-системы условно выделено две основные подсистемы:
- SCP-система (от англ. Supply Chain Planning - планирование цепей поставок);
- SCE-система (от англ. Supply Chain Execution - исполнение цепей поставок).
В основе SCP-системы лежат алгоритмы для планирования и формирования календарных графиков, а также системы для совместной разработки прогнозов.
Помимо оперативного планирования и управления, подсистема SCP позволяет реализовать стратегическое планирование структуры цепи поставок:
- разработка планов структуры сети поставок,
- моделирование различных сценариев обслуживания,
- оценка уровня выполнения бизнес-процессов
- сравнение плановых и текущих показателей деятельности.
SCE-система функционирует в взаимосвязи с SCP и позволяет автоматизировать реализацию планов и контролировать их выполнение в режиме реального времени.
История термина
Термины «supply chain management» («управление цепями поставок») и «supply chain» («цепь поставок») впервые предложены британским логистическим консультантом Китом Оливером в 1982 году.
На основе этой концепции Оливер пытался устранить информационный разрыв между различными функциональными подразделениями предприятия: маркетингом, закупками, производством, логистикой и сбытом. Оливер дал следующее определение термину: это процесс планирования и контроля операций цепи поставок с целью максимально эффективного удовлетворения потребностей клиентов. Управление цепями поставок охватывает все процессы перемещения и хранение сырья, незавершенного производства и готовой продукции от пункта отправления до пункта потребления. С тех пор многие авторы исследований в области SCM разработали свои собственные определения. Некоторые из них являются вариациями, другие добавляют больше деталей, но большинство из них остаются близкими к первоначальному определению Оливера.
В середине 1990-х годов, термин «управление цепями поставок» получил распространение, когда по этому вопросу возникло множество статей и книг. Первоначально цепь поставок определялась как совокупность всех виды деятельности, связанных с потоком и преобразованием товаров из сырья до конечного пользователя, а также с соответствующими информационными потоками.
В конце 1990-х «управление цепочками поставок» (SCM) приобрело известность, и операционные менеджеры начали использовать его в своих названиях с возрастающей регулярностью.
К настоящему времени на базе SCM сформировано множество управленческих концепций и организационных теорий, наиболее известные из них:
- точно-во-время (JIT – just-in-time)
- быстрая реакция производства (QRM - Quick response manufacturing)
- управление взаимоотношениями с клиентами (CRM - Customer relationship management );
- запасы, управляемые поставщиком (VMI-Vendor-managed inventory)
- и др.
Интеграция бизнес-процессов в цепи поставок
Успешное управление цепями поставок требует перехода от управления отдельными функциями к интеграции действий в ключевые процессы цепи поставок.
Например, отдел закупок размещает заказы по мере того, как становятся известны его требования. Отдел маркетинга, отвечая на запросы клиентов, связывается с несколькими дистрибьюторами и розничными торговцами, пытаясь найти способы удовлетворить этот спрос. Информация, которой обмениваются партнеры по цепи поставок, может быть полностью использована только путем интеграции процессов.
Интеграция бизнес-процессов в цепи поставок включает совместную работу между покупателями и поставщиками, совместную разработку продуктов, общие системы и обмен информацией.
Функционирование интегрированной цепи поставок требует непрерывного потока информации. Однако во многих компаниях руководство пришло к выводу, что оптимизация потоков продуктов не может быть достигнута без внедрения процессного подхода. Ключевые процессы цепи поставок следующие:
- Управление взаимоотношениями с клиентами
- Управление обслуживанием клиентов
- Выполнение заказа
- Управление производственным потоком
- Управление отношениями с поставщиками
- Разработка продукта и коммерциализация
- Управление возвратами
Принципы управления цепями поставок
Управление цепями поставок как управленческая концепция основано на следующих основных принципах:
- Системный подход. Означает, что вся цепь поставок от поставщика до конечного потребителя рассматривается как единое целое; все процессы, входящие в цепь поставок подчиняются единому управлению и единой цели.
- Стратегическая интеграция и коллаборация всех членов цепи поставок, взаимовыгодное партнерство, направленное на достижение общих целей
- Концентрация внимания на рынке для создания уникальных, источников ценности для каждого покупателя или группы покупателей для максимального удовлетворения потребностей
Опираясь на эти принципы, предприятия- члены цепи поставок должны предпринимать управленческие действия в следующих направлениях:
- интегрированное планирование бизнес-процессов;
- взаимный обмен информацией, рисками и достижениями;
- коллаборация;
- единая цель и задачи при обслуживании конечных потребителей;
- партнерство, основанное на долгосрочном сотрудничестве.