Транспортная планировка города - это взаимоувязанное размещение городских дорог, улиц, площадей, объектов инженерной инфраструктуры с учетом планировочной структуры города и текущих параметров пассажирских и грузовых потоков.
Общее представление о транспортной планировке города
Города в настоящее время являются крупными административно-культурными индустриальными центрами. Они выступают в качестве мест сосредоточения людских, товарных, строительных, финансовых, сервисных и прочих потоков. Процессы урбанизации приводят к увеличению числа и объемов этих потоков. В связи с этим у органов местного самоуправления с каждым годом обостряется задача по рациональной организации транспортной планировки города.
Транспортная планировка города представляет собой взаимоувязанное размещение в городе дорожных улиц и сопутствующих инфраструктурных объектов, которое учитывает текущую и перспективную планировочную структуру города. Транспортная планировка города призвана решать определенный набор задач, в частности:
- прогнозирование интенсивности движения транспортных средств на городских магистралях;
- обеспечение надлежащей пропускной способности отдельных элементов и всей улично-дорожной сети города;
- размещение транспортных средств на городской территории для временного хранения и стоянки (т.е. решение вопросов по парковочным местам);
- ограничение негативного воздействия городского транспорта на окружающую среду и др.
Транспортная планировка города призвана обеспечивать в городе необходимую пропускную способность (т.е. максимально возможное число автомобилей, которые могут пройти по улице в единицу времени при обеспечении заданной скорости и безопасности движения) посредством проектирования городских улиц и утверждения в их отношении технических нормативов. Тем самым, движение в городе должно стать удобным и безопасным.
Проектирование улично-дорожной сети города
Центральное место в транспортной планировке города занимает проектирование улично-дорожной сети. Она представляет собой непрерывную систему, состоящую из следующих элементов: улицы, площади, проспекты, проезды, переулки, набережные, тротуары, пешеходные коммуникации, велосипедные дорожки, искусственные и защитные дорожные сооружения, элементы благоустройства.
Процесс проектирования улично-дорожной сети требует от проектировщиков учета таких факторов, как функциональное назначение улиц и дорог, интенсивность транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочная организация территории и характера застройки и др. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Кроме того, выделяют такие категории улиц, как скоростного и регулируемого движения, общегородского и районного значения, расположенные в жилой застройке, в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских районах.
Архитектурно-планировочное построение общегородского центра базируется на главных улицах. Они обычно выделяются из состава транспортно-пешеходных, пешеходно-транспортных и пешеходных улиц.
В настоящее время развитие получила тенденция по исключению или сокращению объемов движения наземного транспорта через территорию исторического ядра общегородского центра. Это должно быть предусмотрено в транспортной планировке города путем устройства обходных магистральных улиц, улиц с ограниченным движением транспорта, пешеходных улиц и зон, размещения автомобильных стоянок по большей части по периметру исторического ядра центра города.
Для улиц районного значения, а также в условиях реконструкции улично-дорожной сети города магистрали или их участки могут быть обустроены таким образом, чтобы быть использованными только для пропуска средств общественного транспорта. На подобных участках городских дорог организуется движение пешеходов и автобусов, трамваев, троллейбусов.
Особенности транспортной планировки города
С учетом нынешнего уровня автомобилизации населения важное значение в транспортной планировке современного города имеет решение вопроса, связанного с определением ширины улиц и дорог. Она определяется расчетным путем и зависит от следующих факторов:
- интенсивность движения транспорта и пешеходов;
- состав элементов, которые размещаются в пределах поперечного профиля (речь идет про проезжие части, тротуары, технические полосы для прокладки подземных коммуникаций, зеленые насаждения и др.);
- санитарно-гигиенические требования;
- требования гражданской обороны.
В большинстве случаев ширина улиц и дорог варьируется в следующих пределах: для магистральных дорог – 50–75 метров; для магистральных улиц – 40–80 метров; для улиц и дорог местного значения – 15–25 метров.
Транспортная планировка города еще предполагает расчет приемлемой скорости движения по дорогам города. Наибольшая скорость (120 км/ч) допускается для магистральных дорог скоростного движения. Минимальная же скорость (30 км/ч) устанавливается для второстепенных проездов (т.е. подъездов к объектам городской застройки внутри районов), и велосипедных дорожек. Расчетная скорость может быть снижена в силу действия следующих причин: наличие сложного рельефа, проведение реконструкции дорог и улиц, признание территорий зонами с высокой градостроительной ценностью.
Важным аспектом организации людского потока в городе является не включение в ширину пешеходной части тротуаров и дорожек тех площадей, которые необходимы для размещения киосков, скамеек и т. п. А если тротуары непосредственно примыкают к стенам зданий, подпорным стенкам или оградам, то необходимо увеличить ширину тротуаров не менее чем на 0,5 метра.