Понятие и сущность Инкотермс
Инкотермс – аббревиатура от International commerce terms, что в дословном переводе означает Международные торговые термины.
Инкотермс – сборник терминов международной торговой практики, трактующих правила распределения логистических издержек и рисков между продавцом и покупателем в процессе поставки продукции.
Каждый термин Инкотермс обозначает отдельное условие поставки, которое указывается в контракте купли-продажи.
Эти условия поставок регулируют следующие вопросы:
- распределение транспортно-логистических затрат по доставке продукции между продавцом и покупателем;
- момент перехода логистических рисков в процессе транспортировки с продавца на покупателя;
- момент фактической передачи продукции продавцом в распоряжение покупателя или его представителя, то есть дата поставки.
Впервые термины Инкотермс были опубликованы Международной торговой палатой в 1936 году. Позже термины корректировались и дополнялись в соответствие с мировой торговой и логистической практикой. На сегодняшний день действует редакция правил Инкотермс-2010.
Условия поставки по Инкотермс-2010
Каждое условие поставки Инкотермс – это трехбуквенная аббревиатура. Первая буква термина указывает место перехода обязательств по поставке от продавца к покупателю:
- $E$ – в пункте отправления (склад продавца),
- $F$ – у терминала отправления основной перевозки;
- $C$ – у терминала прибытия основной перевозки;
- $D$ – на складе покупателя.
В Инкотермс-2010 выделены 11 терминов (базисных условий поставки), из них 7 применимы ко всем видам транспорта, 4 – предназначены только для водного транспорта.
Рассмотрим актуальные термины Инкотермс:
- $EXWE (ex works − франко-склад) предполагает, что покупатель (или его доверенное лицо) самостоятельно забирает груз с указанного в контракте склада продавца, покупатель оплачивает экспортные пошлины.EXWE (ex works − франко-склад) предполагает, что покупатель (или его доверенное лицо) самостоятельно забирает груз с указанного в контракте склада продавца, покупатель оплачивает экспортные пошлины.
- $FCA$ (free carrier − франко-перевозчик (указание терминала отправления)) − продавец доставляет товар основному перевозчику к указанному в контракте терминалу отправления (например, на железнодорожную станцию или контейнерный терминал), а также оплачивает экспортные пошлины. После передачи товара основному перевозчику все риски и затраты по поставке переходят на покупателя.
- $FOB$ (free on board – свободен на борту судна (указание порта погрузки)) − правило применимое только для водного транспорта, продавец несет все затраты и риски по поставке до порта отправления, а также по перевалке груза на борт судна. Перевозку водным транспортом, а также последующую транспортировку в стране назначения оплачивает покупатель.
- $FAS$ (free alongside ship – свободен вдоль борта судна (указание порта погрузки)) − правило применимое только для водного транспорта, продавец несет расходы и риски по поставке до порта отправления. Перевалку на борт судна, перевозку водным транспортом, а также последующую транспортировку в стране назначения оплачивает покупатель.
- $CPT$ (carriage paid to... – перевозка оплачена до... (указание терминала прибытия)) − продавец несет риски и расходы по поставке груза до пункта прибытия основной перевозки (например, до железнодорожной станции назначения), при этом страхование основной перевозки и импортную растоможку оплачивает покупатель
- $CIP$ (англ. carriage and insurance paid to…– перевозка и страхование оплачена до... (указание терминала прибытия)) − то же, что $CPT$, но продавец должен оплатить страхование основной перевозки.
- $CFR$ (cost and freight – стоимость и фрахт (указание порта прибытия)) – правило применимое к водному транспорту, продавец несет расходы и риски по поставке груза до указанного в контракте порта выгрузки, покупатель оплачивает страхование морской перевозки, разгрузку и последующую транспортировку в стране назначения.
- $CIF$ (cost, insurance and freight – стоимость, страхование и фрахт (указание порта прибытия)) − то же, что и CFR, но продавец обязан также оплатить страхование морской перевозки.
- $DAT$ (delivered at terminal – доставлено до терминала (указание терминала прибытия)) −продавец несет все расходы и риски по поставке товара до указанного в контракте импортного терминала, покупатель оплачивает ввозные пошлины и оплачивает вывоз товара с терминала на склад.
- $DAP$ (delivered at point – доставлено до пункта назначения (указание пункта назначения)) −продавец несет все расходы и риски по поставке товара до указанного в договоре места назначения (склада покупателя), покупатель оплачивает импортные пошлины и местные налоги.
- $DDP$ (delivered duty paid – доставлено с оплатой пошлины) − продавец доставляет товар заказчику в место назначения, а также уплачивает все пошлины и налоги.