Характеристика цепи поставок в логистике
Логистическая цепь – это линейная система с упорядоченным множеством участников (физические и юридические лица – поставщики, посредники), главной задачей которых является доведение материалов и готовой продукции до конкретного получателя. Логистическая цепь состоит из звеньев, каждое из которых имеет свое место и статус.
Цепь поставок объединяет бизнес-процессы проектирования, производства, продажи, сервиса, закупок, дистрибьюции, управления ресурсами, которые необходимы для удовлетворения спроса потребителя на продукцию/услугу/сервис. Цепь поставок включает в себя логистические операции, начиная от источников сырья, и заканчивая конечным потребителем. В совокупности поток на входе и выходе образуют максимальную цепь поставок.
На становление и тенденции развития современной логистики влияют такие факторы, как интеграция и глобализация.
Управление цепями поставок состоит из управления взаимоотношениями с потребителями, управления обслуживанием потребителей, управления спросом, управления выполнением заказов, управления производственным потоком, управления снабжением, управления продуктом, управления возвратными потоками.
Сущность транспортировки
Транспортировка – это ключевая логистическая функция, включающая перемещение груза (товара, ресурсов) в различных транспортных средствах, а также различные логистические операции (экспедирование грузов, грузопереработка, упаковка, таможенные процедуры, страхование рисков).
В рамках данной функции перемещению по определенной технологии подлежат:
- Материальные ресурсы;
- Незавершенная прдукция;
- Готовая продукция.
Основные термины транспортной логистки :
- Транспортная система — это взаимодействие разных видов транспорта в процессе организации и выполнении перевозок;
- Транспорт — это отрасль экономики, обеспечивающая функционирование всех экономических сфер, удовлетворяющая потребности населения в перевозках; технические средства, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров.
Статистические критерии значения транспортировки в цепях поставок:
- На нее уходит 20 – 70 процентов общих логистических затрат;
- В зависимости от товара, отрасли или компании транспортные издержки могут составлять до 300 процентов себестоимости.
Стоимость транспортных издержек в цене зависит от вида товара, например:
- Электроника – 2-3 процента;
- Продукты питания – 5-6 процентов;
- Оборудование/спецтехника – 7-12 процентов;
- Сырье – 40-60 процентов;
- Минерально-строительные материалы – 80-85 процентов.
Транспортировка включает в себя цепь логистических операций, корректное исполнение которых ведет к своевременной доставке необходимого количества товара определенного качества при оптимальных затратах.
Большинство предприятий разных отраслей не рассматривают транспортировку как ключевую функцию, поэтому данные операции поставщикам – транспортным предприятиям, профессиональным перевозчикам. Поставщики выполняют важную задачу – качественное и эффективное выполнение транспортных операций, тем самым поддерживая и повышая конкурентоспособность цепи поставок
Организация цепи поставок
Организация цепи поставок включает в себя:
- Предприятия разных видов транспорта;
- Объекты транспортной инфраструктуры;
- Транспортные системы разных государств.
При привлечении сторонней компании для осуществления транспортировочной деятельности компания снижает логистические затраты за счет транспортной составляющей.
Логистический процесс движения товаров превращается в единую технологическую цепь благодаря транспорту, основная функция которого заключается в перемещении и хранении груза. Изменение местоположения, или перемещение, осуществляется при сокращении затрат (стоимостных и временных). При этом транспортировка требует финансовых ресурсов – внутренних расходов (перевозка грузов собственным подвижным составом) и внешних расходов (использование коммерческого или общественного транспорта).
Транспорт выделяют как самостоятельную область логистики благодаря:
- Способности к созданию надежной, устойчивой, оптимально функционирующей системы по снабжению, производству, распределению, потреблению;
- Решению сложных транспортных проблем в процессе выбора каналов распределения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
- Высокой доле транспортных издержек в общих логистических затратах;
- Высокой доле транспортной составляющей во внешнеторговой цене товаров;
- Наличия большого числа транспортно-экспедиционных предприятий, связанных с организацией оптимальной доставки товаров внутреннего и международного сообщения.
Главный принцип транспортной логистики – оптимизация расходов за счет масштабов грузоперевозки и дальности маршрутов (транспортные расходы на единицу веса груза уменьшаются с увеличением этого веса). Экономия за счет масштабов грузоперевозки связана с тем, что чем крупнее груз, тем меньше транспортные расходы на единицу веса (удельные издержки). Экономия за счет дальности маршрута заключается в том, чтотранспортные расходы на единицу расстояния уменьшаются при увеличении маршрута.
Задачи, решаемые в процессе транспортировки:
- Необходимость выбора способа транспортировки грузов (унимодальный, интермодальный, смешанный, комбинированный);
- Необходимость выбора перевозчика и логистических партнеров, маршрутизации перевозок, распределения себестоимости перевозок, определения транспортных тарифов.
Вопросы, решаемые в процессе транспортировки:
- Вопрос соответствия требованиям времени системы дистрибуции продукции;
- Вопрос соответствия мощности грузовых терминалов региональным потребностям;
- Вопрос осуществления мер, необходимых для повышения технико-технологического уровня транспортировки, развития производства тары и упаковки.
- Логистическое управление транспортировкой состоит из: выбора способа транспортировки, поиска вида и типа транспорта, перевозчика и логистических посредников, оптимизации параметров транспортного процесса.