Транспортно-экспедиторские услуги - это услуги, которые предоставляются коммерческими организациями за денежное вознаграждение в виде организации доставки груза транспортными средствами на условиях и в сроки, обусловленные договором транспортной экспедиции.
История формирования и развития рынка транспортно-экспедиторских услуг в России
Основными тенденциями экономического развития России в период становления рыночной системы хозяйствования были децентрализация и либерализация. Эти тенденции оказались присущими и сфере транспортно-экспедиционного обслуживания, в отношении некоторых секторов которой снижалась степень государственного регулирования и администрирования. В частности, уменьшились масштабы лицензирования субъектов транспортно-экспедиторской деятельности, постепенно более либеральной становилась система их налогообложения.
Итогом принятия этих мер стало резкое сокращение числа крупных операторов. На их основе формировался стихийный неконтролируемый рынок транспортно-экспедиторских услуг, который в основном был представлен мелкими предприятиями и предпринимателями, представляющими сферу обслуживания. Кроме того, увеличивалась численность единиц подвижного состава в предприятиях и организациях различных отраслей экономики.
Негативным последствием этого стало снижение качества некоторых услуг на рынке транспортно-экспедиционного обслуживания. Решение данной проблемы находится в двух плоскостях. Во-первых, в плоскости государственного регулирования доступа операторов на рынок транспортно-экспедиционных услуг. Во-вторых, в плоскости создание равных условий конкуренции на рынке транспортно-экспедиционных услуг за счёт введения единых требований, а также унификации налоговых схем и режимов.
Следовательно, сфера транспортно-экспедиционного обслуживания постепенно переходит на работу по рыночным критериям. В этой связи у участников данного рынка значительно повысился интерес к ряду экономическим проблем, таких как:
- Качество транспортной продукции и методы его количественной оценки;
- Транспортный маркетинг и его организация;
- Гармонизация рынка транспортных услуг и др.
В настоящее время отмечается трансформация основной задачи транспорта. Теперь она заключается не в обеспечении перевозок, а в комплексном транспортно-экспедиционном обслуживании населения, государства и бизнеса. Это обстоятельство выступает в качестве организационно-экономической основы для создания единой системы транспортно-экспедиционного обслуживания в России.
Современное состояние рынка транспортно-экспедиторских услуг в России
Последние годы стабильно наблюдалась устойчивая тенденция по повышению общего объема перевозок грузов. Причем сейчас почти 92% общего объёма перевозок грузов приходится на транспорт предприятий. К настоящему времени объем перевозок грузов почти достиг 8,5 миллиардов тонн. Структура грузовых перевозок по видам транспорта представлена следующим образом:
- Автомобильный транспорт - 5735 млн т (68,1%);
- Железнодорожный транспорт - 1399 млн т (16,6%);
- Трубопроводный транспорт - 1159 млн т (13,8%);
- Внутренний водный транспорт - 108 млн т (1,28%);
- Морской транспорт - 19 млн т (0,23%);
- Воздушный транспорт - 1,3 млн т (0,02%).
Большая часть грузовладельцев, функционирующих в различных отраслях экономики, с течение времени предпочитает приобретать собственный подвижной состав. Это вызвано распространением среди коммерческих перевозчиков практики некачественного предоставления транспортно-экспедиционных услуг и с завышенным уровнем стоимости доставки. Объемы перевозок грузов, которые выполняются некоммерческими перевозчиками, постоянно растут. Это свидетельствует о несоответствии профессионального уровня мелких коммерческих операторов современным и перспективным требованиям рынка.
Парк подвижного состава практически всех видов транспорта в настоящее время страдает рядом недостатков. Основной из них заключается в прогрессирующем старении и несовершенной структуре. Например, только около 15% автомобилей имеют срок службы до 5 лет, а почти две трети грузовых автомобилей полностью амортизированы и эксплуатируются свыше 10 лет.
Особенности рынка транспортно-экспедиторских услуг в России
В настоящее время многие производственные и торговые предприятия России предпочитают работать напрямую с транспортными компаниями и даже выполнять перевозки, хранение собственными силами. Это значительно отличается от опыта западных развитых стран, где более 80% перевозок грузов осуществляется через экспедитора. Однако из-за этого в России высок уровень логистических издержек - он превышает 19% (в среднем по миру - 11,7%) и, тем самым, снижает эффективность производства и торговли.
Одной из главных особенностей рынка транспортно-экспедиторских услуг в России является высокая доля транспортировки нефти и газа, а также сырьевых грузов, на которые приходится свыше 60% рынка. Как правило, компании сырьевой отрасли самостоятельно занимаются не только управлением цепями поставок, но и транспортировкой, и переработкой грузов.
Сырьевые компании не нацелены на передачу данных логистических функций на аутсорсинг. А ведь именно эти предприятия отличаются особенно высокой долей логистических издержек, и аутсорсинг может найти им резервы в этой сфере.
Производственные и торговые предприятия, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью или требуют сложных логистических решений, предпочитают передавать функции транспортировки грузов экспедиторам. При этом они (экспедиторы), отражая новые рыночные тренды, в настоящее время все чаще позиционируют себя в качестве логистических провайдеров.
В сложных геополитических и макроэкономических условиях, в которых пребывает последние несколько лет российская экономика, драйвером ее роста может оказаться рынок комплексных транспортно-экспедиторских услуг высокого качества. Для этого отечественным участникам этого рынка нужно использовать лучшие мировые практики, внедрять новейшие технологии. Благодаря этому будет сделан "скачок" на несколько ступеней развития и сделан выход на мировой уровень.