Сущность концепции Value added logistics
Концепция Value added logistics, VAL (Логистика добавленной стоимости) – подход к организации логистического процесса, основанный на создании наибольшей добавленной стоимости в логистической цепи. Основным инструментом в достижении этих целей является логистический сервис.
Каждая транспортная компания может переместить товары от из пункта А в пункт Б, но в условиях высокой конкуренции сложно выделиться среди аналогичных компаний на рынке. Поэтому современные транспортные предприятия помимо услуги перевозки предоставляют клиентам большее количество дополнительных логистических услуг: упаковка, взвешивание груза, маркировка, организация перевалки, временного хранения и др. Эти услуги создают добавленную стоимость и повышают ценность услуги перевозки для потребителя.
Понятие логистического сервиса в концепции Value added logistics
С позиции концепции VAL логистический сервис – это комплекс дополнительных услуг, которые предоставляются клиенту в процессе доставки продукции и добавляют ценность продукту в глазах потребителя. Объектами логистического сервиса являются конкретные потребители товара.
Принципы организации логистического сервиса следующие:
- обязательность предложения (для успешной конкуренции на рынке предприятие, обязано предложить клиенту дополнительные услуги по обслуживанию товара: доставка, гарантийное обслуживание, упаковка и др.);
- необязательность использования (фирма обязана предложить, но не должна навязывать клиентам сервис, выбор потребителя должен быть свободным);
- удобство (услуги должны предоставляться в такой форме и в том месте, которое устраивало бы покупателя);
- гибкость сервиса (пакет сервиса должен быть достаточно широким − от минимально необходимых услуг до максимально целесообразных);
- обратная связь (в процессе предоставления услуг необходимо организовать сбор информации об оценках клиентов, обо всех сторонах эксплуатации товаров);
- адекватная ценовая политика (логистический сервис не должен быть источником дополнительной прибыли, а стимулом для приобретения товаров и инструментом для укрепления доверия клиента предприятию).
Ключевые параметры качества логистического сервиса следующие:
- продолжительность времени от получения заказа поставщиком до доставки товара заказчику;
- возможность поставки по первому требованию клиента;
- надежность доставки;
- стабильность снабжения клиентов;
- наличие необходимых запасов в логистической цепи;
- доступность выполнения заказов в логистической цепи;
- максимальное соответствие выполнения заказов требованиям потребителя;
- объективность цен на сервис;
- удобство предоставления заказа в любое время;
- скорость подтверждения заказа, принятого поставщиком к выполнению;
- регулярность информирования клиентов об уровне логистического сервиса;
- качество упаковки продукции.
Уровни логистического сервиса в концепции Value added logistics
Выделяют несколько уровней логистического сервиса в зависимости от величины добавленной стоимости логистического обслуживания.
- Уровень 1PL (First Party Logistic ) предполагает, что производитель (клиент) самостоятельно выполняет транспортные и логистические функции, не привлекая третьих лиц.
- Уровень 2 PL (Second Party Logistic). Клиент нанимает перевозчика или складского оператора в качестве субподрядчика для оперативного выполнения четко определенной транспортной или логистической задачи. Организация логистического процесса остается в ведении клиента.
- Уровень 3 PL (Third Party Logistic). Клиент передает пакет транспортно-логистической деятельности провайдеру логистических услуг, который организует эти мероприятия и может привлекать третьи стороны для выполнения конкретных операций. Клиент часто вступает в долгосрочное партнерство с логистическим провайдером.
- Уровень 4 PL (Fourth Party Logistic). Клиент заказывает провайдеру не только выполнение транспортно-логистических задачих, но и управление ими.