Перевозка грузов - это деятельность по изменению текущего местоположения одного или нескольких материальных объектов посредством эксплуатации специальных технических (транспортных) средств.
Общие сведения о перевозках грузов на железнодорожном транспорте
На современном рынке транспортных услуг очень востребованными остаются перевозки грузов железнодорожным транспортом. Деятельность большого числа предприятий находится в прямой и большой зависимости от поставок материальных ресурсов (в виде сырья, комплектующих изделий, готовой продукции). В большинстве случаев это невозможно осуществить без участия железнодорожного транспорта.
На данный момент железные дороги имеют большую протяженность во многих развитых странах мира. Перевозки этим видом транспорта отличаются низкой себестоимостью. В связи с этим железнодорожный транспорт считается выгодным и приемлемым с точки зрения организации перевозок грузов.
Управление работой железнодорожного транспорта (например, в части организации грузовых перевозок) существенно отличается от других отраслей экономики. Как правило, все перевозки по железным дорогам осуществляются общим парком локомотивов и грузовых вагонов, в связи с чем на практике используется их централизованное распределение по всей территории страны. Это способствует повышению эффективности их использования.
Специфика железнодорожного транспорта предполагает мониторинг как за организацией деятельности огромного количества участников перевозочного процесса, так и за безопасностью движения поездов. Это является основанием для установления постоянного, непрерывного, тщательного управления, которое должно быть централизованным. Именно такое управление дает возможность в оперативном порядке решать все задачи, связанные с чрезвычайными ситуациями, которые нередко возникают на железнодорожном транспорте.
Общая схема бизнес-процесса отправки грузов железнодорожным транспортом состоит из следующих частей:
- Заключение между грузоотправителем и транспортной компанией договора на оказание услуг (договора разовой перевозки).
- Передача отправителем груза транспортной компании.
- Непосредственная перевозка груза транспортной компанией.
- Передача транспортной компанией груза его получателю.
- Составление и передача транспортной компанией грузоотправителю акта выполненных работ/оказанных услуг.
Каждый из указанных процесс регулируется в соответствии с действующим законодательством конкретной страны, а также нормами международных соглашений и конвенций, в которых она принимает участие. Кроме того, на организацию грузовых перевозок большое влияние оказывают правила, которые приняты внутри транспортной компании.
Проблемы организации перевозок грузов на железнодорожном транспорте
Необходимость совершенствования организации перевозок грузов на железнодорожном транспорте обуславливается, прежде всего, наличием большого числа неразрешенных к настоящему времени проблем в данной области. В частности, эффективность грузовых перевозок заметно снижена из-за простоя вагонов и порожнего пробега. Большое распространение получило увеличение транспортных и иных связанных с ними издержек.
Как показывает практика, многие представители железной дороги не желают присутствовать на приёмке вероятно повреждённого или утраченного груза и расписываться в каких-либо документах. Это заметным образом осложняет процесс должного разрешения и оформления спорных ситуаций, которые возникают во время перевозки грузов.
Еще одна серьезная проблема заключается в массовой подделке пломб, устанавливаемых на перевозимые грузы. Причем подделки характеризуются отличным качеством и кратчайшими сроками изготовления.
Таким промыслом занимаются многочисленные преступные группировки, которые, имея полную информацию о графике движения грузов, годами зарабатывают на железнодорожных перевозках. Еще один известный метод их работы - это выпиливание отверстий в вагонах и контейнерах.
Кроме того, на железной дороге имеются участки с ограниченной пропускной способностью, а используемый локомотивный парк характеризуется повышенной изношенностью. Решение перечисленных проблем позволит существенным образом усовершенствовать организацию грузовых перевозок на железнодорожном транспорте.
Пути совершенствования организации перевозок грузов на железнодорожном транспорте
Считается, что в первую очередь нужно увеличить длину приемоотправочных станционных путей. Благодаря этому по сети железных дорог могут быть пропущены тяжеловесные и длинносоставные поезда весом от 10 до 20 тысяч тонн и длиной в 100-110 вагонов с одним локомотивом. Помимо этого, появится возможность для организации движения ускоренных рефрижераторных поездов.
В пересмотре нуждаются элементы строения железнодорожного пути. Результатом этого должно стать использование новых и более мощных типов рельсов.
Большое значение будут иметь разработка и внедрение в эксплуатацию мощных и совершенных по конструкции локомотивов нового поколения. Вместе с ними нужно использовать вагоны с повышенной грузоподъемностью и увеличенной динамической нагрузкой на ось.
Должное внимание необходимо уделять качеству транспортного обслуживания клиентов. Это, в частности, может проявиться в осуществлении грузовых перевозок по расписанию с обязательным согласованным временем отправления и прибытия.
В процессе совершенствования организации перевозок грузов на железнодорожном транспорте нужно еще принять следующие меры:
- пересмотреть систему организации погрузочно-разгрузочных работ по назначению,
- провести модернизацию грузовых станций;
- развивать и автоматизировать скоростные железнодорожные магистрали.