Сити-логистика - это совокупность взаимосвязанных логистических решений, процессов, действий, которые осуществляются с целью оптимизации управления потоками людей, транспорта, товаров, финансов, информации, энергии в рамках подсистем города и его инфраструктуры.
Сущность современной сити-логистики
Становление логистики, помимо прочего, оказало существенное влияние на разработку и реализацию политики органов городского самоуправления. Это нашло отражение в формировании нового самостоятельного направления логистики - сити-логистики, или городской логистики.
Сити-логистика представляет собой внутреннюю форму локализации региональной логистики. Она состоит из совершаемых действий, проходящих процессов, принимаемых решений по поводу оптимизации управления потоковыми процессами в рамках подсистем города и его инфраструктуры. В частности, в сфере сити-логистики принято выделять потоки людей, транспортных средств, товаров, финансов, информации, знаний, энергии и др.
Сити-логистика только находится в стадии своего формирования. Это связано с тем, что исследователи лишь относительно недавно на основе наблюдений за «жизнью» города начали воспринимать его как крупную логистическую систему. Отсюда следует, что сити-логистика стала рассматриваться в качестве нового механизма управления потоками объектов в условиях современного города.
Приоритетным направлением сити-логистики является решение социальных задач жизнеобеспечения мест поселения. В качестве примеров таких задач можно привести обеспечение поставок товаров в торговые точки, снабжение медицинских учреждений, территориальное размещение пунктов приема для социального обслуживания населения и т. п.
Предмет сити-логистики заключается, в первую очередь, в совершенствовании транспортно-логистических схем и маршрутов пассажирских и грузовых перевозок в условиях крупного города. Исходя из обозначенного предмета были сформулированы цели современной сити-логистики:
- удовлетворение потребностей жителей и гостей города;
- рациональная пространственно-временная организация материальных и социальных потоков на территории города;
- максимальная ориентация всей производственно-хозяйственной деятельности городских предприятий на удовлетворение потребностей местного населения.
Достижение перечисленных целей требует от городских властей принятия мер в различных сферах общественной жизни. В частности, сити-логистика в настоящее время исходит из необходимости объединения города в единое креативное целое, развития городской культуры, максимизации загрузки производственных мощностей городских предприятий при одновременной оптимизации затрат (экономии ресурсов) на производство и реализацию продукции населению, снижения загрязнения окружающей среды и др.
Реализация положений сити-логистики
Применение принципов и методов сити-логистики является насущной практической потребностью многих городов мира (особенно, России). Причина такого положения дел кроется в существовании в сфере городского самоуправления следующих проблем:
- отсутствие обеспечения на должном уровне требуемой сопряженности транспортных, складских и торговых мощностей города;
- технический уровень городской инфраструктуры находится на низком уровне, из-за чего размер общегородских логистических издержек является далеко не оптимальным;
- взаимодействие между различными субъектами городской логистической системы развито слабо, что, в частности, проявляется в отсутствии в городе единого механизма координации управления товарно-материальными потоками;
- отсутствие полной и достоверной информации о балансе ввоза в город и вывоза из него товаров, а также информации о движении запасов.
Логистическая система города должна строиться на основе составляющих логистики предпринимательского сектора. В этом случае должны быть сформированы логистика промышленности города, логистика торговли города, сервисная логистика. При этом приоритетное внимание рекомендуется уделять транспортно-логистической составляющей системы, а именно - комплексным образом проводить исследования грузовых и пассажирских потоков.
Одна из главных мировых тенденций современной сити-логистики заключается в создании терминальных комплексов вокруг крупных городских агломераций в пригородных зонах. Эти комплексы должны стать местом сосредоточения потоков товаров народного потребления (например, продукты питания, одежда и обувь, мебель, бытовая техника, лекарства и т. д.) в условиях привлечения крупнейших производственных и торговых компаний, таких как Ашан, Метро, Икеа и т. п.
Развитию городских логистических систем в соответствии с положениями сити-логистики способствуют сложившиеся благоприятные условия. Речь идет, прежде всего, про мировой опыт, который был накоплен в научно-теоретической и практических областях по вопросам:
- управления товарно-материальным потоком;
- создания транспортно-логистических систем и структур;
- координации управления производством и товарным обращением;
- организации эффективного функционирования транспорта и складского хозяйства и др.
Таким образом, сити-логистика по большей части выполняет обеспечивающую и инструментальную роль. Это значит, что ее методы и принципы позволяют органам городской администрации решить большое число актуальных на сегодняшний день проблем.
К таким решениям можно отнести разгрузку городской уличной сети, повышение производительности работы автомобильного транспорта, улучшение экологической обстановки в городе, рационализация использования земельного фонда города, улучшение организации и увеличение объемов грузовых перевозок в междугороднем сообщении и др.