Движение товара — это деятельность хозяйствующих субъектов по управлению (включающему планирование, осуществление и контроль) физическим перемещением товаров от мест их производства к местам использования.
Общее представление о движении товара
Один из способов эффективного сбыта заключается в организации соответствующего движения товара внутри логистической цепи поставок. В самом общем смысле слова движением товара называют управленческую деятельность хозяйствующих субъектов, которые занимаются планированием, осуществлением и контролем физического перемещения товаров от мест их изготовления к местам реализации.
Движение товара является объективно необходимым процессом воспроизводства. Кроме того, оно рассматривается, с одной стороны, как технологическая система, которая представляет материально-вещественный поток товаров, с другой стороны, как кибернетическая система, которая представляет потоки и процессы переработки экономической (коммерческой) информации.
Обеспечение движения товара вынуждает предпринимателей и предприятия выполнять целый ряд логистических действий. К таким, в частности, относятся транспортировка, обработка заказов, упаковка, получение и обработка товаров, поддержание запасов, складирование, все виды работ с любыми формами информации о товаре или услуге, распределение и сбыт готовой продукции.
Варианты схемы движения товара
С точки зрения экономической эффективности движение товара в логистической цепи поставок должно быть организовано рациональным образом, что означает, прежде всего, обеспечение кратчайших путей движения товаров. Указанная задача решается путем разработки соответствующих схем движения товаров.
Схема движения товара представлена конкретным каналом, состоящим из нескольких звеньев (под ними понимаются определенные лица), через которые товар проходит при движении от производителя к потребителю. Указанная схема выполняет следующие функции:
- обеспечение информацией о характеристиках и нуждах потребителей, а также о существующих и новых товарах;
- установление контактов с потенциальными покупателями;
- оказание влияния на процесс принятия решений по ценообразованию;
- поиск и использование финансовых средств для покрытия затрат, вызванных продвижением товаров.
Схема движения товара может быть разработана на основе как прямых, так и косвенных каналов движения товара. Прямые каналы предполагают перемещение товаров непосредственно от предприятия-производителя в магазины, которые напрямую продают товары конечным потребителям (домашним хозяйствам). Косвенные каналы предполагают наличие независимых посредников на пути движения товара между предприятием-производителем и магазином.
В качестве подобных посредников могут выступать торговые посредники, оптовые предприятия, розничные звенья. Их включение в цепь поставок или отсутствие может приобретать различные формы, что обуславливает многообразие схем движения товаров. Выбор конкретной схемы совершается с учетом специфики рынка конкретного товара, т.е. его насыщенности продукцией, величиной спроса и предложения, масштабом и формами взаимодействия между участниками рыночных отношений.
Важное значение имеет устойчивость положения предприятия в отрасли, его текущая и перспективная политика, масштабы производства товара и его конкурентоспособность. Еще в качестве факторов разработки схемы движения товара выступают величина торговых расходов, степень охвата торговой сети, предполагаемый объем и зона сбыта, финансовое положение и технический уровень торгового посредника и др.
Характеристиками схемы движения товара являются длина и ширина канала. Длина канала товародвижения определяется числом независимых посредников, которые последовательно осуществляют продвижение товара (по этому признаку выделяют одно-, двух- и трех уровневые каналы). Ширина канала товародвижения характеризуется числом независимых участников на каждом уровне.
Различают простые и сложные схемы движения товара. В основе простой схемы лежит устный договор между производителем и местным розничным магазином. Сложная схема, в свою очередь, основывается на контрактных соглашениях, в которых детально прописываются условия ценообразования, продажи, оказания основных и дополнительных услуг, юридическая ответственность сторон, продолжительность и условия прекращения контракта и т. п.
Предприятие-производитель, решая вопрос о числе посредников в логистической цепи поставок, может придерживаться одного из трех следующих возможных подходов:
- Подход интенсивного распределения товара - ориентирован на максимально широкое распространение товара путем формирования запасов этого товара у возможно большего числа предприятий и достижения, тем самым, удобства для покупателей.
- Подход эксклюзивного распределения товара (т. е. на правах исключительности) - заключается в намеренно резком ограничении числа посредников на каждом уровне канала товародвижения за счет разработки и внедрения системы исключительных прав на продажу различными фирмами данного товара.
- Подход избирательного (селективного) распределения товара - сочетает в себе черты обоих выше названных подходов, что позволяет предприятию-производителю сочетать престижный образ товара с хорошим объемом продаж и контролем над его движением.
Стоит отметить, что процесс движения товара по состоянию на сегодняшний день должен базироваться, прежде всего, на соответствующей подготовке товара к продаже путем его фасовки, упаковки и комплектования необходимого ассортимента. Перечисленные действия целесообразно выполнять в рамках производственного процессе или на оптовой базе. Благодаря этому магазины будут максимально освобождены от несвойственных им функций.