Сетевая структура цепей поставок - это конфигурация логистической сети, которая, охватывая всех поставщиков, потребителей и посредников, направлена на оптимизацию цепей поставок.
Понятие сетевой структуры цепи поставок
Поставщики, потребители и поставщики, которые входят в состав логистической цепи поставок, находятся в определенном взаимодействии. Это приводит к формированию своеобразной сетевой структуры цепей поставок. В данной структуре каждое предприятие (или его обособленное подразделение) осуществляет поставку продукции по линии взаимодействия, добавляя, тем самым, к этой продукции определенную стоимость. Основой для такого определения цепи поставок является понятие цепочки добавленной стоимости.
Сетевая структура будет успешно построена только в случае осознания таких фактов, как формирование стоимости готовой продукции в масштабах всей цепи поставок и оказание со стороны эффективности выполнения логистических действий влияния на прирост этой стоимости. Причем логистические действия в сфере производства продукции считаются наиболее управляемыми, а логистические действия в сфере сбыта продукции - наиболее чувствительными, что объясняется проявлением стоимости продукции именно при ее реализации конечному потребителю.
Конфигурация сетевой структуры играет важную роль с точки зрения управления цепями поставок. Это связано с необходимостью ограничения сетевой структуры в разумных пределах. Это позволит участникам цепи поставок снизить затраты, сократить длительность цикла и уменьшить уровень ошибок.
Конфигурация сетевой структуры цепи поставок
Конфигурация сетевой структуры логистической цепи поставок в большинстве случаев базируется на следующих параметрах:
- границы и структурные размерности сети;
- участники цепи поставок (в том числе их положение относительно фокусной компании);
- типы хозяйственных связей между участниками цепи поставок (в том числе реализуемые при их помощи логистические процессы).
На данный момент не принято каких-либо правил определения масштаба формирования сетевой структуры цепи поставок. В связи с этим существует множество различных вариантов решений, предлагаемых предприятиями.
Сетевая структура цепи поставок проявляется через совокупность процессов потокового характера. Эти процессы ограничиваются началом (начальным, т. е. первичным входом у исходного поставщика) и концом (конечным потребителем). После того, как потоковый процесс начнет реализовываться, у него может появиться множество вторичных входов. А они, как правило, инициируют другие, в том числе и нелогистические процессы.
Размерность сети ограничивается степенью управляемости цепи поставок со стороны фокусной компании. По этой причине требуется тщательное изучение оптимальности установленных границ сетевой структуры с точки зрения повышения способности производить ценности.
При конфигурировании рассматриваются три структурные размерности сети:
- Положение фокусной компании по отношению к границам сетевой структуры.
- Вертикальная сетевая структура (число уровней участников в цепи поставок).
- Горизонтальная сетевая структура (число участников на каждом уровне цепи поставок).
Возможны различные варианты границ и структурных размерностей сети, которые способны существенно поменяться в ходе развития цени поставок.
При конфигурировании сетевой структуры необходимо идентифицировать участников цепи поставок. Прежде всего, нужно выделить производителя, который является фокусной компанией и «ядром» цепи поставок. Остальных участников, с которыми фокусная компания прямо или косвенно взаимодействует, следует распределить по функциональному признаку: поставщики, потребители, посредники.
Для того чтобы предотвратить рост цепи поставок до таких масштабов, при которых управление становится неэффективным или невозможным, необходимо установить и соблюдать критерии выбора участников. В зависимости от степени влияния, оказываемого на предоставляемую конечным потребителям ценность, участники цепи поставок подразделяются на ключевых (основных) и вспомогательных (это, например, различные арендодатели, транспортные предприятия и др.).
Взаимодействуя между собой, участники цепей поставок устанавливают различные хозяйственные связи. Они могут быть подразделены на четыре типа в соответствии со степенью их подконтрольности фокусной компании:
- Управляемые связи - это критически важные связи с наиболее важными участниками, которые фокусная компания используется в целях интегрирования и управления в цепи поставок.
- Отслеживаемые связи - это умеренно важные связи, за которыми фокусная компания осуществляет контроль по мере необходимости.
- Неуправляемые связи - это связи, управление которыми фокусная компания передает другим участникам цепи поставок.
- Связи с субъектами, которые не являются участниками цепи поставок, но способны повлиять на эффективность ее функционирования.
Как показывает практика, в процессе управления цепями поставок фокусные компании предпринимают усилия для установления между их участниками таких взаимоотношений, которые позволят им с максимальной эффективностью контролировать хозяйственные связи. Устанавливаясь, хозяйственные связи создают предварительные условия для интеграции участников цепей поставок. При этом сама интеграция обеспечивает устойчивость этих цепей.
Таким образом, конфигурация сетевой структуры логистической цепи поставок является важной и практически значимой концепцией логистического управления. С ее помощью фокусная компания таким образом выстраивает взаимоотношения между участниками цепи поставок, что в конечном итоге в выигрыше остаются (в плане затрат и качества продукции) все задействованные лица.