Логистический менеджмент - это выполнение основных управленческих функций для достижения целей логистической системы.
Сущность логистического менеджмента на предприятии
Система управления современным предприятием обязательно включает в свой состав логистический менеджмент. Он представляет собой администрирование логистической системы, что означает выполнение управленческих функций (прогнозирование, планирование, организация, координация, регулирование, учет, анализ, контроль) ради достижения целей логистической системы.
Основные цели логистической системы предприятия заключаются в оптимизации движения логистических потоков. В хозяйственной деятельности предприятий это проявляется в своевременном предоставлении потребителям необходимого количества конкретного вида продукции надлежащего качества при минимальных затратах времени и иных ресурсов.
Логистический менеджмент на предприятии призван выполнить следующие функции:
- обеспечить выполнение корпоративной стратегии предприятия через оптимизацию ресурсов в процессе управления основными и сопутствующими логистическими потоками;
- улучшить взаимодействие между структурными подразделениями предприятия, которые обеспечивают снабжение, производство и сбыт ради придания его рыночной позиции большей устойчивости;
- улучшить межорганизационные взаимосвязи с контрагентами (поставщиками, посредниками, клиентами и др.).
Характерной чертой логистического менеджмента является наличие связи между ним и всеми функциональными областями менеджмента. Речь идет про производственный, инвестиционный, инновационный, финансовый, информационный и кадровый менеджмент. Причем эта связь проявляется в процессах управления закупками материальных ресурсов, производством и сбытом готовой продукции.
Желаемыми (ожидаемыми) результатами логистического менеджмента на предприятии считаются, в первую очередь, минимизация общих логистических затрат и улучшение качества выполнения логистических операций. Не стоит еще забывать про развитие логистической инфраструктуры и эффективное использование (в случае необходимости) услуг логистического аутсорсинга.
Характеристика этапов развития логистического менеджмента
Логистический менеджмент в микрологистической системе (т. е. в деятельности предприятий) развивался поэтапно. Так, специалисты в настоящее время выделяют четы этапа развития данной разновидности управленческой деятельности предприятия:
- Фрагментарный логистический менеджмент в пределах одного предприятия.
- Интегрированный логистический менеджмент на уровне предприятия.
- Интегрированный логистический менеджмент на уровне цепи поставок;
- Логистически-ориентированное управление предприятием.
Первый этап развития логистического менеджмента представлен его фрагментарным вариантом, который реализуется в пределах одного предприятия. В это время приоритет отдавался оптимизации логистических решений, которые принимались в сфере товарно-материальных запасов. Речь идет про их минимизацию в снабжении и сбыте.
Полностью запасы могут быть устранены в случае реализации «вытягивающей» концепции логистики, которая обеспечивает отсутствие запасов в звеньях логистической цепи. Традиционной же считается «выталкивающая» концепция логистики, согласно которой запасы накапливаются на предприятии.
Второй этап развития логистического менеджмента заключается в интеграции на уровне предприятия. Она реализуется посредством формирования логистический целей предприятия и стратегий их достижения. Разрабатывается концепция логистических решений, оцениваются и контролируются результаты логистической деятельности.
На третьем этапе происходит интеграция логистического менеджмента в цепи поставок. Здесь уже кроме минимизации уровня товарно-материальных запасов, большое внимание уделяется максимизации уровня обслуживания потребителей. Для того чтобы достичь указанные цели, приходится осуществить такие переходы, как от функции к процессу, от прибыли к прибыльности, от продукта к клиенту, от сделки к связям, от запасов к информации.
Четвертый этап (заключительный, на данный момент) тоже может быть охарактеризован как этап интеграции. Этот этап проявляется в формировании системы логистически-ориентированного управления коммерческой организацией (причем как на стратегическом, так и на операционном уровнях).
Кроме того, на данном этапе задействуются логистическая кооперация организаций и интегрированные цепи поставок. Их главные цели заключаются в формировании конкурентных преимуществ организаций-участников цепи поставок на рынке, в повышении доходности их капитала, а также в формировании у них большого экономического потенциала.
Обозревая развитие логистического менеджмента, нужно указать на то, что логистика постепенно проникала в сферы хозяйствования предприятия: сначала в сферу распределения (1950-е годы), затем в сферу снабжения (1960-е годы) и, наконец, в сферы производства и поставок (1970-е годы). При этом важной вехой в истории логистического менеджмента стало появление и развитие компьютерной поддержки логистических решений, на основе чего впоследствии происходили процессы интеграции и оптимизации материальных потоков.
По накопленному опыту и на основе перечисленных этапов можно сказать, что о трансформации системы управления на предприятии в систему логистического менеджмента можно говорить как о действительном факте в случае, во-первых, преобразования функциональной логистической стратегии в корпоративную стратегию предприятия, во-вторых, развития отдела логистики до статуса главного структурного подразделения предприятия в системе управления.