Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Различные виды конкурсов и тендеров в управлении закупками

Определение 1

Управление закупками - это направление деятельности предприятия, которое заключается в приобретении на рынке продукции (товаров, работ, услуг, информации), необходимой ему для полноценного осуществления хозяйственной деятельности.

Управление закупками на предприятии

Любая организация в процессе осуществления свой деятельности испытывает потребность в получении и эксплуатации определенных товаров, результатов работ и услуг, информации и т.д. Данная потребность в рыночном пространстве, где широкое распространение получило разделение труда и специализация, удовлетворяется путем проведения закупок.

Закупка представляет собой процедуру получения требуемой продукции путем ее покупки (т.е. в обмен на денежные средства или иное принимаемое средство платежа. Эффективность закупок, которая проявляется в своевременности поставок, качестве приобретаемой продукции, сумме уплаченных денег и пр., является существенным фактором общей экономической деятельности всего предприятия. Поэтому на нем должна вестись активная работа по управлению закупками.

Управление закупками представляет из себя взаимосвязанную систему, которая включает в себя:

  • Планирование закупок;
  • Определение целесообразности предложенной закупки;
  • Регламентирование закупок;
  • Проведение закупок;
  • Контроль закупок.

Для того чтобы полностью обеспечить предприятие необходимыми ресурсами в рамках управления закупками нужно решить несколько задач. Во-первых, необходимо правильно определить и распланировать потребности предприятия в ресурсах. Во-вторых, требуется своевременно сделать выбор оптимального предложения требуемых ресурсов из существующих на рынке. В-третьих, нужно обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов.

Разновидности конкурсов и тендеров

Указанные выше задачи, помимо прочего, решаются предприятием за счет выбора оптимального вида конкурса и тендера, когда можно привлечь достойных поставщиков, получить от них объективные данные и сделать правильный для себя выбор. В настоящее время в среде коммерческих закупок чаще всего реализуют следующие формы определения поставщиков:

«Различные виды конкурсов и тендеров в управлении закупками» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • Конкурс (открытый, закрытый, селективный, двухэтапный);
  • Запросы котировок и предложений;
  • Конкурентные переговоры;
  • Закупка из единственного источника;
  • Аукцион.

Выбор конкретного вида конкурсов и тендеров определяется, прежде всего, предметом и целями закупки. В зависимости от этих параметров меняется эффективность той или иной формы определения поставщика.

В управлении закупками широкое распространение получила практика условного разделения всех видов конкурсов и торгов на две категории - неконкурентные (прямая закупка у единственного поставщика) и конкурентные (к этой категории относятся все остальные виды закупок). Конкурентные закупки, в свою очередь, подразделяются на конкурсные (т.е. закупки, которые проводятся в форме конкурса любой разновидности) и внеконкурсные (все оставшиеся виды закупок).

Характеристика конкурсных видов тендера

Конкурс представляет собой конкурентный способ закупки, который проводится в случае, если цена не является единственным критерием выбора победителя. Конкурсы подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа. Правом на участие в открытых конкурсах имеют все правомочные поставщики.

Закрытые конкурсы проводятся, когда заказчиком ограничивается число потенциальных поставщиков продукции. Зачастую это касается закупок в связи с обеспечением безопасности или сложных проектов, реализовать который может только высококвалифицированный поставщик. Поэтому организаторы конкурса специально приглашают компании для участия в подобном конкурсе.

Открытые и закрытые конкурсы могут проводится не в один, а в два этапа. Условием для этого обычно являются затруднения, которые возникают у заказчика в процессе формулирования требований к предмету конкурса. Кроме того, заказчик может считать целесообразным за два этапа подробно изучить возможности потенциальных поставщиков и варианты решения ими его проблемы (методики, технологии). Благодаря этому точнее формулируются окончательные требования заказчика.

На первом этапе конкурса участники подают свои предложения без указания цены. Заказчик, изучив полученные предложения, может внести изменения и дополнения в конкурсную документацию. На втором этапе участники подают конкурсные заявки, подготовленные с учетом внесенных изменений и дополнений, указывая в них также цены.

Своеобразным компромиссом между открытой и закрытой формами является селективный конкурс. Заявку на участие в нем может подать любой поставщик, однако до участия в конкурсе допускаются лишь те претенденты, которые выбираются заказчиком.

Характеристика внеконкурсных и неконкурентных видов тендера

Если планируется закупить небольшой объем серийной продукции, то заказчики обращаются к проведению запроса ценовых котировок, в ходе которого, после запроса цены на одну и ту же продукцию у разных поставщиков, выбирается самое дешевое предложение. Этот запрос производится не менее чем у трех поставщиков однотипной продукции, которые могут предложить только одну ценовую котировку.

Закупка у единственного источника проводится в следующих случаях:

  • В чрезвычайных ситуациях;
  • При закупках у естественных монополий;
  • Если по результатам конкурентных закупок установлено, что выполнить заказ способен лишь один поставщик.

Запрос предложений и конкурентные переговоры обычно проводятся в процессе закупок консультационных услуг. Они представляют собой формализованные процедуры переговоров на базе требований заказчика и подготовленных на их основе предложений поставщиков.

Аукционы первоначально в основном проводились для продажи продукции и ценностей, а также ограниченных в числе ресурсов (например, в форме лицензий и квот). Но эта процедура также используется и для проведения закупок. Тогда она приобретает вид «аукциона наоборот», в рамках которого продавцы торгуются между собой по поводу того, кто готов уступить свой товар заказчику на более хороших (обычно – более дешевых) для него условиях.

Дата написания статьи: 24.11.2021
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot