Железнодорожная перевозка - это логистическая услуга, которая заключается в перемещении объектов из одной точки пространства в другую путем эксплуатации железнодорожного транспорта.
Характеристика железнодорожных перевозок
В современных экономических условиях особое значение придается расчету стоимости товаров, работ, услуг. Это связано с противоречивостью интересов двух сторон участников рыночных отношений - продавцов и покупателей. То же самое может быть сказано и про железнодорожные перевозки.
Железнодорожные перевозки представляют собой разновидность логистических услуг. Ее сущность заключается в перемещении, в транспортировке определенных объектов (груза, пассажиров, багажа) из одного места в другое при помощи железнодорожного транспорта - поездов, состоящих из паровозов, электровозов, локомотивов, вагонов и др.
Рассматривая железнодорожные перевозки как продукцию, необходимо, в первую очередь, отметить отсутствие у нее вещественной формы. Кроме того, сам процесс перевозки характеризуется большой сложностью из-за необходимости четкого взаимодействия большого числа элементов хозяйственного процесса.
Элементы и структура стоимости железнодорожных перевозок
Стоимость железнодорожных перевозок является важнейшим обобщающим, комплексным показателем. Он наиболее полно характеризует экономическую сторону деятельности предприятий железнодорожного транспорта. Именно в стоимости железнодорожных перевозок находит отражение их качество:
- состояние технической оснащенности поездов;
- степень использования основных средств;
- повышение производительности труда сотрудников железной дороги;
- масштабы внедрения новых прогрессивных технологий;
- уровень применяемых нормативов затрат всех видов ресурсов;
- кадровая политика железнодорожной компании;
- качество управленческого труда в железнодорожной компании и др.
Стоимость железнодорожных перевозок определяется в результате суммирования значений производственной себестоимости перевозок и затрат на их реализацию. Производственная себестоимость по большей части представлена эксплуатационными расходами железных дорог.
Данный вид расходов включает в себя следующие элементы: затраты на выплату заработной платы (24,8 %), отчисления в социальные фонды (9,6 %), материалы и сырье (7,3 %), топливо (5,3 %), электроэнергия (6,3 %), прочие материальные затраты (17,3 %), амортизация основных фондов (25,7 %), прочие расходы (3,7 %).
Последние годы были отмечены существенными изменениями, во-первых, объемов перевозок грузов и пассажиров, во-вторых, использования подвижного состава, в-третьих, уровня цен на все виды ресурсов. Это вызвало преобразование всей структуры эксплуатационных расходов железных дорог. В частности, сократилась доля затрат на оплату труда и топливо, а их место в структуре было занято затратами на амортизацию, капитальный ремонт основных средств, электроэнергию.
Методы расчета стоимости железнодорожных перевозок
Расчет стоимости железнодорожных перевозок считается значительно более сложным, чем расчет стоимости готовой продукции в других отраслях экономики. Для того чтобы определить стоимость перевозки на железнодорожном транспорте, в основном используют следующие отличающиеся друг от друга методы калькуляции:
- Метод расчета расходов по отдельным статьям номенклатуры затрат (считается наиболее наглядным методом) - заключается в поочередном рассмотрении статей номенклатуры затрат, в определении расходов по каждой из них, в сложении полученных результатов по всем статьям, в прибавлении общехозяйственных расходов и в делении общей суммы расходов на объем конкретных перевозок.
- Метод единичных расходных ставок - во многом основан на предыдущем методе и предполагает деление расходов на зависящие и условно-постоянные.
- Метод укрупненных расходных ставок - отличается от предыдущего метода определением только части зависящих расходов, связанных с определенным видом эксплуатационной деятельности.
- Метод коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости перевозок - в соответствии с ним стоимость конкретных железнодорожных перевозок определяется путем умножения их среднедорожной себестоимости перевозок (или отдельных ее слагаемых) на соответствующие коэффициенты корректировки.
- Метод отдельных весов расходов - во многом аналогичен предыдущему методу, но отличается выделением доли, приходящейся на отдельные измерители или группы статей расходов, в процентах от общей величины расходов.
- Метод коэффициентов влияния - используется в случае изменения качественных показателей использования подвижного состава.
Особенностью железнодорожного транспорта как отрасли народного хозяйства является его большая фондоемкость. Отсюда следует, что большую часть расходов железнодорожного транспорта образует группа косвенных расходов, которые расчетным путем распределяются пропорционально различным измерителям и показателям работы железных дорог.
Распределение косвенных расходов требует большого количества информации, работа с ней вынуждает проводить множество детальных и трудоемких расчетов. Вместе с тем, распределение не дает достаточно точных результатов, поскольку не позволяет учесть в полной мере конкретные условия работы отдельных дорог и ее предприятий.
Таким образом, стоимость железнодорожных перевозок может быть рассчитана путем применения различных методов. Они предлагают использование различных формул по учету расходов железнодорожной компании, различные алгоритмы (т.е. последовательности шагов) по определению стоимости и т.п. Выбор конкретного метода определяется, прежде всего, условиями конкретной железнодорожной перевозки.