Прогнозирование объемов перевозок - это функция управления перевозками, которая заключается в разработке научно обоснованного предположения об объеме перевозок, предстоящих к осуществлению в будущем.
Основы прогнозирования объемов перевозок
Исходной информацией для определения пропускной способности магистральных путей, перегрузочных комплексов и транспортных средств является объем ожидаемого грузопотока. При этом деятельность транспорта связана с функционированием множества секторов экономики, миллионами различных потребителей и производителей по всему миру, чье поведение склонно к изменениям. Поэтому особую важность в современной логистике имеет прогнозирование объемов перевозок.
Прогнозирование объемов перевозок представляет собой деятельность по составлению прогнозов, т. е. научно обоснованных предположений о количестве, масштабах и иных параметров перевозок, осуществление которых ожидается в будущем. Прогнозы являются основой для разработки планов - документов, в соответствии с которыми предприятия будут перевозить грузы и пассажиров.
Обычно объемы перевозок прогнозируются исходя из предположения, что тенденции, которые имели место в прошлом, носят постоянный характер, а потому - будут характерны и для будущего периода. Однако степень инерционности различна для разных объектов прогнозирования. Так, большей инерционностью обладают средние скорости доставки грузов, протяженность транспортной сети, расположение пунктов перевалки грузов, соотношение груженых и порожних пробегов по участкам путей.
Однако при расширении горизонта прогнозирования снижается определенность оценки перспектив загруженности видов транспорта. Причина этого кроется в росте вероятности осуществления изменений принципиального характера. Примерами таких изменений могут быть строительство новых морских терминалов, региональных центров консолидации и разукрупнения партий грузов, на базе которых прокладываются новые маршруты транспортировки товаров.
Для того чтобы оценить стратегию перспективного развития сферы перевозок, часто используются технологии экономического прогнозирования. С их помощью разрабатываются рекомендации для принятия управленческих решений, а также повышают обоснованность организации управления перевозками.
Методы прогнозирования объемов перевозок
Возможности и перспективы транспорта могут быть осознаны хозяйствующими субъектами только в результате комплексного применения различных теоретических методов и концепций количественного и качественного анализа. Еще важным в этом случае является учет взаимного влияния различных факторов.
Основными методами прогнозирования объемов перевозок считаются:
- балансовый метод;
- метод динамических рядов;
- регрессионный анализ;
- метод компонент;
- метод «входа-выхода»;
- структурно-динамические модели;
- метод экспертных оценок.
Применение балансового метода заключается в составлении по каждому грузу ресурсной шахматки, которая затем накладывается на существующую или проектируемую сеть путей сообщения. Таким образом, определяется грузооборот транспортных узлов и возникает основа для планирования развития станций, портов и т.д. Сейчас широко используется хозяйствующими субъектами матричное представление грузопотоков и их компьютерная обработка.
Метод динамических рядов является наиболее пригодным в сфере долгосрочных прогнозов. Этот метод применяется для ориентировочных оценок на основе отчетных данных за прошедшие периоды. Основа метода статистико-математическая, но изменение объема перевозок имеет дискретный характер. В связи с этим полученный прогноз корректируется с учетом влияния на перевозки различных факторов (таких как структура перевозимых грузов, распределения грузопотоков по направлениям и др.).
В основе регрессионного анализа лежит выявление и построение модели взаимосвязи рядов, каждый из которых характеризуется тем или иным факториальным признаком. Разновидностью регрессионного анализа является метод компонент. Он предполагает разделение груза на несколько групп, в отношении каждой из которых подбираются связанные уравнениями регрессии определяющие факторы. В конце частные результаты укрупняются. Обычно метод компонент используется, если подвижной состав транспорта является взаимозаменяемым.
Метод «входа-выхода» базируется на установлении связи между объемом перевозок конкретным видом транспорта и выпуском промышленностью определенных конечных продуктов (обычно рассматриваются выпуски оборудования, инструментов, строительных материалов, продуктов питания и др.). Считается, что выпуск продукции требует потребления определенного количества сырья, топлива и материалов, которые и формируют соответствующие грузопотоки. Структурно-динамические модели исходят из того факта, что полигон транспортной сети рассматривается как замкнутый, а объемы перевозок в границах полигона по прибытии и отправлению признаются равными. Указанные параметры соответствуют условиям работы интермодального транзитного терминала, который обеспечивает стыковку двух видов транспорта при организации смешанных перевозок.
Метод экспертных оценок является приемом прогнозирования, преимущественно качественного характера. Данный метод предполагает построение последовательных «сценариев», т. е. прогнозируемый период расчленяется на ряд подпериодов, для каждого из которых строится собственный сценарий, связанный с последующим и предыдущим. Метод экспертных оценок обычно используется вместе с другими методами прогнозирования.
Таким образом, существует несколько методов прогнозирования объемов перевозок. Поиск и выбор подходящего метода является для современных предприятий сложной многоступенчатой задачей.