Маршрутная сеть - это совокупность всех маршрутов регулярного движения транспорта, предназначенного для перемещения пассажиров и их багажа по территории города, района или другой местности.
Общие сведения о маршрутной сети
Один из аспектов повышения качества жизни населения заключается в обеспечении устойчивого развития пассажирского транспорта и повышения уровня предоставления транспортных услуг. Кроме того, функционирование пассажирского транспорта оказывает существенное влияние на реализацию социально-экономического и градостроительного потенциала города.
Значимой частью логистической системы пассажирского транспорта является маршрутная сеть. Она представляет собой совокупность всех маршрутов движения пассажирского транспорта на территории населенного пункта, города, района и т.д. При этом маршрутом движения называется путь движения транспортного средства между начальным и конечным остановочными пунктами в соответствии с утвержденным расписанием.
Маршрутная сеть оказывает большое влияние на уровень эффективности работы транспортной системы любого города. Рациональность разработки маршрутной сети, степень ее интеграции в транспортную сеть города сказываются на удовлетворенности населения перевозками. Она зависит от наличия беспересадочных маршрутов или удобных пересадочных пунктов, времени ожидания транспорта на остановочных пунктах, комфортности и скорости передвижения транспортных средств и др. Также от маршрутной сети зависит эффективность работы транспортных компаний, для которых важны продолжительность маршрута, степень дублирования, пассажиропоток и т.д.
Маршрутная сеть является объединением сетей нескольких видов транспорта, который работает в городе: автобусы, маршрутное такси, троллейбусы, трамваи, метро и др. Базовыми элементами маршрутной сети являются остановочные пункты, где происходит высадка и прием пассажиров. Определяющими для проектирования маршрутной сети являются конечные пункты. На них зачастую размещается диспетчерский пункт, буфет, туалет, производится отдых водителей и кондукторов, а также межрейсовый отстой подвижного состава.
Конечные и остановочные пункты между собой последовательно связаны конкретными путями сообщений (автомобильными дорогами, рельсами, контактной сетью и др.). Эти участки маршрута обычно называются перегонами. Причем на них специально отмечают участки, которые отличаются повышенной опасностью возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Основы проектирования маршрутной сети
Формирование и проектирование маршрутной сети является важным этапом разработки эффективной транспортной системы города. Выполнение данной работы обычно требует соблюдение следующих ключевых требований:
- Обеспечение с помощью маршрутов связи между важными пассажирообразующими пунктами (районами) города по кратчайшему пути;
- Расположение конечных пунктов маршрутов, как правило, вне центральной части города;
- Определение числа маршрутов с учетом, с одной стороны, потребности пассажиров в беспересадочных сообщениях, а с другой стороны, наличествующего и потенциально возможного для приобретения количества подвижного состава;
- Обеспечение равномерной загрузки маршрутов по длине;
- Обеспечение координации между маршрутами движения различных видов транспорта;
- Прокладывание трассы маршрута по тем улицам и дорогам, чье техническое состояние соответствует установленным требованиям.
Проектирование маршрутной сети представляет собой комплексную задачу, которая включает в себя следующие действия:
- Построение транспортной модели, т.е. территории, поделенной на транспортные микрорайоны, которые обслуживаются транспортом общего пользования;
- Построение матрицы пассажирских корреспонденций, значения которой используются в качестве критериев для выбора конкретных видов транспорта в целях оказания с их помощью транспортных услуг населению;
- Построение (на основе матрицы пассажирских корреспонденций) базовой маршрутной сети;
- Оптимизация маршрутной сети в соответствии с выбранной целевой функцией.
Проектирование маршрутной сети традиционно начинается с деления территории на функциональные зоны. Обычно выделяют такие зоны, как селитебную, промышленную, административно-деловую, транспортно-складскую, рекреационную, культурно-историческую, санитарно-защитную. В соответствии с расположением в этих зонах объектов жилой, социальной, экономической и прочей инфраструктуры назначаются остановочные пункты маршрутной сети.
Улично-дорожная сеть подвергается анализу. По его итогам выделяются транспортные связи, которые являются пригодными для организации движения маршрутных транспортных средств. При этом определяются кратчайшие пути следования и устанавливаются протяженности предполагаемых маршрутов.
Максимальное значение пассажиропотока находится в результате анализа матрицы пассажирских корреспонденций. На основании данного значения выбираются виды транспорта общего пользования и определяются основные характеристики подвижного состава. Если располагать виды транспорта по объему пассажиропотока (от большего к меньшему), то перечень будет выглядеть так: городская железная дорога, метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус.
Для того чтобы оптимизировать спроектированную маршрутную сеть и, тем самым, улучшить транспортное обслуживания населения, рекомендуется найти значения следующих показателей:
- Время на передвижение внутри подвижного состава - "от двери до двери";
- Удаленность остановочных пунктов;
- Частота движения транспорта;
- Количество пересадок, которые вынуждены совершить пассажиры во время своих поездок;
- Уровень безопасности;
- Степень наполнения транспортных средств пассажирами;
- Стоимость проезда;
- Удобство пользования транспортом и т.д.