Транспортный тариф - это цена продукции транспорта, выраженная в виде системы ставок оплаты за грузовые и пассажирские перевозки и сборов, которые все виды транспорта получают от клиентов.
Характеристика транспортных тарифов
Транспортные организации оказывают услуги по перевозке грузов, пассажиров, багажа на коммерческой основе. Это означает необходимость проведения расчетов, которые осуществляются при помощи транспортных тарифов. Транспортные тарифы - это комплексная категория, которая включает в свой состав следующие элементы:
- плата, которая взыскивается за перевозку грузов и пассажиров;
- сборы за дополнительные операции, которые связаны с перевозкой грузов и пассажиров;
- правила исчисления плат и сборов.
Транспортный тариф представляет собой форму цены на продукцию транспорта. Построение транспортных тарифов должно осуществляться при учете интересов двух противоположных сторон экономических отношений. Со стороны транспортного предприятия, транспортные тарифы должны быть такими, чтобы возмещались эксплуатационные расходы и зарабатывалась прибыль. Со стороны покупателей транспортных услуг, транспортные тарифы должны быть такими, чтобы транспортные расходы могли быть полностью покрыты.
Нужно сказать, что конкретный размер транспортных тарифов зависит от силы и направления действия определенных факторов. Наиболее значимыми являются такие факторы, как расстояние перевозки, масса и габариты груза, вид транспорта и тип транспортного средства (в том числе, его грузоподъемность), время использования транспорта, район в котором осуществляется перевозка, скорость перевозки и др.
Сущность принципов построения транспортных тарифов
Транспортные тарифы могут быть построены на основе одного из двух принципов - затратного и маржиналистского.
Затратный принцип построения транспортных тарифов базируется на положениях трудовой теории стоимости. В связи с этим транспортный тариф рассматривается как денежное выражение стоимости транспортной услуги по перевозке груза, пассажира, багажа.
Согласно затратному принципу, в основу транспортных тарифов закладывают среднюю себестоимость перевозок и определенный уровень рентабельности. Как показывает практика, затратный механизм в основном предполагает административное ценообразование. Следовательно, в рыночных условиях подобная концепция механизма построения транспортных тарифов может осуществляться при дотационной поддержке со стороны государственного бюджета.
Маржиналистский (противозатратный, рыночный) принцип построения транспортных тарифов предполагает, что цены формируются на основе взаимодействия предложения и спроса. Предложение представляет собой то количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Спросом же является количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.
Маржиналистская теория основывается на идее предельных состояний основных рыночных переменных (спроса, предложения, полезности, издержек, дохода, производительности). суть принципа маржинализма состоит в выявлении предела указанных переменных (в первую очередь, цены), за чертой которого пропадает выгода: для предприятия в увеличении объема производства, а для потребителей в увеличении объема потребления.
Особенности рыночного построения транспортных тарифов
Условия рыночной экономики привели к тому, что стоимость перевозки выступает в качестве одного из существенных факторов, которые оказывают влияние на выбор перевозчика. Конкуренция между транспортными предприятиями приводит к их борьбе за клиентов, что заставляет их вносить коррективы в транспортные тарифы.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Чем ниже уровень транспортных тарифов устанавливает транспортное предприятие, тем выше уровень его конкурентоспособности (т.е. привлекательности у потребителей) на рынке транспортных услуг. И наоборот, слишком высокие транспортные тарифы отталкивают от услуг транспортного предприятия значительную часть платежеспособного спроса.
Предполагается, что именно рынок должен устанавливать окончательную цену услуг. В связи с этим транспортные тарифы должны предусматривать поощрение за реализацию эффективных вариантов транспортировки. Благодаря этому повышается общая экономическая эффективность общественного взаимодействия в транспортной сфере.
Многочисленные исследования говорят о том, что в условиях рыночной экономики формирование и попытка регулирования транспортных тарифов зависят от специфики производства и потребления транспортных услуг, т.е. от типа рынка. На сегодняшний день выделяют такие типы рынков, как рынок чистой (свободной) конкуренции (где множество независимых продавцов), рынок олигопольной конкуренции (где небольшое число взаимозависимых продавцов), монопольный рынок (где один продавец).
Естественным монополистом является железнодорожный транспорт. В связи с этим его деятельность и построение транспортных тарифов регулируется государством. Однако он не защищен от конкуренции с другими видами транспорта, что вносит определенные противоречия в политику ценообразования.
Наибольший уровень конкуренции наблюдается в сфере автомобильного транспорта. Это связано с функционированием большого числа различных предприятий: транспорта общего пользования, ведомственного и индивидуального (частного) транспорта. Поэтому при изменении спроса и предложения на рынке автотранспортных услуг транспортные тарифы могут колебаться в значительных пределах.