Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы формирования номенклатурных групп

Определение 1

Номенклатурная группа - это укрупненный список однородных товаров, реализуемых предприятием.

Сущность номенклатурных групп

Предприятия занимаются производством и продажей определенных товаров. В большинстве случаев предприятия не ограничиваются изготовлением одного товара. Имеет место воспроизводство большого количества товаров, каждый из которых направлен на удовлетворение определенных потребностей конкретной группы потребителей в ограниченной местности.

В этих условиях предприятиям, которые имеют дело с производством, складированием и реализацией обширной номенклатуры и ассортимента продукции, целесообразно проводить систематизацию товаров на основе тех или иных признаков. Результатом систематизации должно стать формирование номенклатурных групп.

Статья: Методы формирования номенклатурных групп
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Номенклатурная группа представляет собой укрупненный список однородных товаров предприятия. Их идентификация, выделение и рассмотрение в качестве одного целого является одним из основных способов современного корпоративного управления в сфере дистрибьюции продукции.

В настоящее время для формирования номенклатурных групп большинство действующих предприятий (особенно тех организаций, которые действуют в сфере оптовой торговли) используют один из двух основных методов - АВС-анализ или XYZ-анализ.

Характеристика АВС-анализа

АВС-анализ представляет собой метод формирования номенклатурных групп в зависимости от того, какой вклад вносит каждая позиция товарного ассортимента в общий результат хозяйственной деятельности предприятия.

АВС-анализ выступает в качестве одного из популярных у современных предприятий методов рационализации.

АВС-анализ заключается в изучении товарно-материальных запасов предприятия и в последующем их ранжировании на три категории, которые отличаются занимаемой ими в ассортименте (номенклатуре) долей и удельным весом продаж:

«Методы формирования номенклатурных групп» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • товары категории А — это наиболее ценные товары, которые занимают 20 % товарного ассортимента (номенклатура), но при этом обеспечивают 80 % всех продаж предприятия;
  • товары категории В — это промежуточные товары, которые занимают 30 % товарного ассортимента, но при этом обеспечивают 15 % всех продаж предприятия;
  • товары категории С — это наименее ценные товары, которые занимают 50% товарного ассортимента, но при этом обеспечивают 5% всех продаж предприятия.

Ранжирование товарного ассортимента на три группы - это наиболее распространенный путь действий. Однако предприятия в зависимости от целей анализа на самом деле могут выделить произвольное количество групп (например, 4 или 5).

Стоит отметить, что ранжировать таким образом можно не только номенклатурные группы, но и поставщиков, покупателей, длительные периоды продаж. Одним словом, АВС-анализу может быть подвергнуто все, что имеет достаточное количество статистических данных.

В основе АВС-анализа лежит принцип дисбаланса. Его соблюдение проявляется в построении графика зависимости совокупного эффекта от количества элементов. Такой график известен под такими названиями, как ABC-кривая, кривая Парето, кривая Лоренца.

АВС-анализ в наше время находит широкое применение при планировании и формировании номенклатурных групп на различных уровнях гибких логистических систем. Речь идет про производственные системы, системы снабжения и сбыта.

Характеристика XYZ-анализа

XYZ-анализ представляет собой метод формирования номенклатурных групп в зависимости от того, какой характер потребления присущ тем или иным товарам. Кроме того, еще одним критерием, который используется при проведении XYZ-анализа для формирования номенклатурных групп, является точность прогнозирования изменений в потребности товаров в течение определенного временного цикла.

XYZ-анализ предполагает формирование номенклатурных групп путем выделения товаров следующих категорий:

  • товары категория X — величина их потребления стабильна, поэтому колебания в их расходе, если и существуют, то являются незначительными; точность прогноза изменений в потребности товаров обычно является высокой, что подтверждается значением коэффициента вариации, находящимся в интервале от 0 до 10 %;
  • товары категория Y — величина их потребления изменчива и характеризуются известными тенденциями (например, сезонными колебаниями), следовательно, возможностями их прогнозирования можно оценить как средние, что подтверждается значением коэффициента вариации, который находится в интервале от 10 до 25 %;
  • товары категория Z — величина их потребления нерегулярна, при этом отсутствуют какие-либо тенденции изменений, отсюда следует невысокая точность прогнозирования, что подтверждается значением коэффициента вариации, который превышает 25 %.

Отличительной особенностью XYZ-анализа является расчет коэффициента вариации. Поэтому проведение XYZ-анализа считается более сложным мероприятием, поскольку оно требует от задействованных сотрудников большей математической подготовки.

Реальное значение данного показателя для разных номенклатурных групп отличается в силу действия нескольких причин: сезонный характер продаж продукции, формирование какого-либо тренда на рынке, проведение акций в отношении отдельных товаров, возникновение или ликвидация на рынке товарного дефицита и т. д.

Таким образом, предприятия оптовой торговли и других сфер в целях рационализации проводят формирование номенклатурных групп. Данная задача может быть применена путем применения различных методов, в частности, АВС-анализа и XYZ-анализа.

Нужно сказать, что в настоящее время аналитики многих предприятий достаточно часто совместно проводят и XYZ-анализ, и ABC-анализ. Тем самым, они пытаются более точно выделить номенклатурные группы относительно их свойств.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 17.08.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot