Интернет-магазин - это коммерческая организация, которая специализируется на розничной торговле товарами путем выставления их на продажу и приема оплаты за них в сети Интернет.
Особенности снабжения в интернет-магазине
Снабжение представляет собой логистическую функцию предприятия, которая заключается в приобретении им (а также в иных формах получения в распоряжение) материальных ресурсов, необходимые для организации бесперебойной хозяйственной деятельности предприятия. Снабжение интернет-магазина заключается в приобретении им у предприятий оптовой торговли или сразу у производственных предприятий товаров, готовых для продажи конечным потребителям.
Для любого интернет-магазина чрезвычайно важно подобрать наиболее подходящего поставщик. Обычно критерии выбора поставщика определяются предприятиями индивидуально, исходя из профиля их деятельности. Однако в качестве общих критериев можно назвать цену, территориальную удаленность, деловую репутацию, минимальную сумму заказа, сроки и другие условия доставки, качество продукции, широту ассортимента, возможность оказания индивидуальных услуг и т. д.
Интернет-магазину проще оптимизировать бизнес процессы, если есть возможности интеграций. Поэтому он будет останавливать свой выбор на том поставщике, у которого разработаны модули синхронизации.
Как правило, магазины несут ответственность за некачественный товар. Особенно часто эта проблема встречается у интернет-магазинов, где отсутствует возможность предварительного осмотра товара покупателями. Следовательно, интернет-магазину в плане своего снабжения удобнее работать с тем поставщиком, которому можно вернуть товар по гарантии.
Исходя из перечисленных особенностей снабжения в интернет-магазине его специалисты должны предварительно провести комплексный обзор рынка поставщиков, в результате которого будет выбран наиболее подходящий. Стоит отметить, что сейчас поставщики начинают активно работать с маркетплейсами, даже предпочитая больший объем работы с ними, чем с традиционными розничными магазинами.
Особенности управления запасами в интернет-магазине
Управление запасами представляет собой логистическую функцию предприятия, которая заключается в определении оптимального на данный момент размера запасов материальных ресурсов и готовой продукции и в поддержании размера запасов на данной величине. Управление запасами является одним из базовых направлений для повышения эффективности работы торгового предприятия.
Управление запасами должно быть эффективным это предполагает определение и достижение баланса между денежными средствами, которые заморожены в виде продукции, и скоростью ее доставки покупателю. Если величина товарно-материальных запасов будет небольшой, то в случае резкого повышения потребительского спроса на рынке магазину станет нечем торговать. В то же время если величина товарно-материальных запасов будет значительная (т. е. превышать текущий уровень спроса), то часть товаров будет устаревать и останется нереализованной - магазин не только не сможет получить прибыль от их продажи, но и понесет убытки из-за их продолжительного содержания на складе.
Для того чтобы управлять запасами, интерне-магазины в большинстве своем пользуются специальными аналитическими системами, которые накапливают информацию о продажах и на ее основе проводят статистические расчеты. Их итогом является величина товарно-материальных запасов, которую интернет-магазину нужно поддерживать, чтобы и имеющийся рыночный спрос удовлетворить, и не перенапрячь себя дополнительной нагрузкой по содержанию запасов.
Наиболее удобным и эффективным методом управления запасами любого предприятия (в том числе, интернет-магазина) является ABC-XYZ анализ. Он заключается в подразделении по определенным признаками всех товаров, которые представлены в магазине, на группы ABC и XYZ:
- Товары группы A – это 20 % ассортимента, реализация которых обеспечивает 80 % общего объема выручки магазина.
- Товары группы В – это 30 % ассортимента, реализация которых обеспечивает 15 % общего объема выручки магазина.
- Товары группы С – это 50 % ассортимента, реализация которых обеспечивает 5 % общего объема выручки магазина.
- Товары группы X — это товары, чье потребление стабильно, а потому степень точности прогноза их потребления высока.
- Товары группы Y — это товары, у которых известны тенденции определения потребности в них (например, сезонными колебаниями), а потому возможности их прогнозирования характеризуются как средние.
- Товары группы Z — это товары, чье потребление нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, а потому точность их прогнозирования является невысокой.
После того, как товары будут распределены по указанным группам, можно будет выработать определенную политику в их отношении. Так, поскольку товары групп АX и BX отличаются высоким товарооборотом и стабильностью, необходимо обеспечить их постоянное наличие. Но это не значит, что нужно формировать избыточный страховой запас, поскольку их расход стабилен и хорошо прогнозируется.
Недостаточную стабильность расхода имеют товары групп AY и BY (хотя их товарооборот достаточно высок). В связи с этими обстоятельствами, чтобы обеспечить постоянное наличие данных товаров, нужно увеличить страховой запас.
По товарам групп AZ и BZ следует пересмотреть систему заказов, для товаров группы СХ - снизить страховой товарный запас, по товарам группы CY - формировать запас, исходя из финансовых возможностей.
Таким образом, интернет-магазин до сих пор остается достаточно необычным участником экономических отношений, что обуславливает определенную специфику деятельности, связанной со снабжением и управлением запасами.