Закупка товаров - это процедура приобретения предприятием тех товаров, которые ему необходимы для потребления, преимущественно в процессе производства своей продукции.
Этапы закупки товаров производственного и потребительского назначения
Закупка товаров является важной составной частью деятельности любого экономического субъекта. В результате проведения закупки необходимых товаров предприятие заполучает в свое распоряжение то количество таких ресурсов, которые ему нужны для организации производства собственной продукции, подлежащей впоследствии реализации на рынке. По-другому закупка предприятием товаров называется снабжением (или прокьюрементом).
Приобретаются товары как производственного, так и потребительского назначения. Товары производственного назначения изготовлены и приобретены для того, чтобы принять участие в производстве других товаров (как правило, конечного потребления). Среди товаров этой категории выделяют основное и вспомогательное оборудование, сырье, материалы и готовые детали, полуфабрикаты.
Товары потребительского назначения необходимы для удовлетворения потребностей человека. Обычно предприятия занимаются закупкой товаров этой категории для того, чтобы организовать для трудового коллектива какое-либо развлекательное или праздничное мероприятие, наградить сотрудников материальными подарками или оказать им материальную помощь и т.д. Т.е. товары потребительского назначения в конечном итоге используются предприятием для повышения производительности труда и эффективности производственного процесса.
Закупку товаров можно представить в виде трех этапов, которые состоят из нескольких закупочных операций:
- Предварительные операции: определение потребности в товарах, изучение и прогнозирование рыночной конъюнктуры, выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков, разработка заявок на поставку товаров и преддоговорных требований к ее условиям;
- Собственно закупочные операции: заключение договоров на поставку товаров, приемка товаров и их оплата поставщикам;
- Заключительные операции: контроль над ходом выполнения закупок, оперативный учет выполнения договоров поставки, оформление и предъявление штрафных санкций за нарушение договоров поставки.
Классификация издержек, связанных с закупкой товаров
Издержками в экономике принято называть затраты производственных факторов, которые выражены в денежной форме и необходимы для осуществления предприятием своей уставной деятельности. Для осуществления закупочной деятельности предприятию также необходимо использовать факторы производства, которые в денежной форме приобретают вид издержек.
Как правило, с закупкой товаров связаны следующие виды издержек:
- Маркетинговые затраты, которые связаны с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;
- Издержки, которые связаны с поиском возможных поставщиков и установлением с ними деловых контактов (путем командировок, телефонных переговоров, обработки данных и т.д.);
- Издержки, которые связаны с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков;
- Затраты, которые связаны с анализом качественных показателей товара у разных поставщиков (например, рекламации, отбраковки, ремонта, восстановления и т.д.);
- Затраты на переработку грузов, складирование и хранение товаров;
- Транспортные расходы, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара;
- Затраты на страхование логистических рисков и др.
По каждому из указанных видов затрат любому предприятию необходимо провести мероприятия по их снижению.
Основные пути снижения издержек на закупочную деятельность предприятия
В настоящее время считается, что предприятия способны существенно снизить свои издержки, которые возникают процессе закупки товаров как производственного, так и потребительского назначения. Для этого требуется принятие ряда мер, которые должны соответствовать текущему уровню развития внешней и внутренней среды. Прежде всего, нужно обеспечить контроль над общими затратами предприятия.
Для того чтобы установить более низкие цены как отпускные, так и розничные нужно вести более плотные и частые переговоры с покупателями и поставщиками. Причем им необходимо оказывать содействие в достижении более низкого уровня затрат (путем проведения семинаров для дилеров, реализации программ развития бизнеса клиентов и т.д.).
Требуется осуществление постоянного поиска более дешевых заменителей используемых в данный момент ресурсов. Большую роль в снижении издержек может сыграть исключение тех видов деятельности, которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра действующих систем поставок. А наиболее затратные звенья систем поставок рекомендуется обновить во время вложения инвестиций в бизнес.
Размер издержек предприятия зависит от уровня производительности труда сотрудников и эффективности деятельности функциональных подразделений предприятия. Поэтому их нужно повышать путем использования интенсивных методов работы.
Для оптимизации затрат предприятия при процессе закупки товара производственного и потребительского назначения некоторые специалисты предлагают рассматривать данную проблему при помощи изучения прибыли предприятия. В большинстве случаев для этого используется методология функционально-стоимостного анализа.
Таким образом, снижение издержек в процессе закупки товаров производственного и потребительского назначения является актуальной и вполне решаемой задачей многих действующих сегодня предприятий. Для понимания того, как ее решить, нужно знать сущность закупок, связанных с ними издержек и действующих на них факторов.