Транспортно-логистический бизнес - это вид предпринимательской деятельности, заключающийся в участии в хозяйственной деятельности предприятий в качестве посредника, который за денежное вознаграждение готов в их интересах выполнить логистические (в том числе, транспортные) операции.
Сущность транспортно-логистического бизнеса
С каждым годом в мире и в России, в частности, все большую популярность приобретает транспортно-логистический бизнес. Транспортно-логистический бизнес является одним из направлений предпринимательской деятельности, т.е. деятельности индивидуальных предпринимателей и предприятий, направленной на систематическое извлечение прибыли.
Транспортно-логистический бизнес функционирует в сфере услуг, т.е. он предоставляет ценность для клиентов в виде нематериального результата своей работы - оказания транспортно-логистических услуг, т.е. услуг по управлению материальными, финансовыми, информационными и прочими потоками своих клиентов.
В большинстве случаев главной формой выражения управления потоками ресурсов, чем занимаются предприятия этой сферы, является транспортировка. Она представляет собой деятельность по перемещению грузов из пункта отправления в пункт назначения при помощи транспортных средств. Главной целью транспортно-логистических компаний является перевозка груза в целости и сохранности за кратчайшие сроки по оптимальному маршруту с минимальными затратами.
Указанная цель может достигаться транспортно-логистическими компаниями при исполнении ими одной из двух ролей.
- Первая роль - это роль перевозчика. В данном случае транспортно-логистическая компания непосредственно осуществляет перевозку (перемещение) груза, вверенного ему отправителем, из пункта отправления в пункт назначения.
- Вторая роль - это роль экспедитора. В данном случае транспортно-логистическая компания действует как организатор, который отбирает и привлекает перевозчиков для перемещения груза, а сам - преимущественно занимается вопросами документального оформления и общим сопровождением груза.
Логистические компании решают, в первую очередь, следующие задачи. Во-первых, сформировать наилучший путь следования. Во-вторых, сохранить целостность товара. В-третьих, обеспечить поставку заказа точно в срок. В процессе решения этих задач логистические компании занимаются не только транспортировкой груза, но и его обработкой и временным хранением.
Таким образом, можно сделать вывод, что предприятия заключают договоры с логистическими компаниями по схеме аутсорсинга.
Подготовка к открытию транспортно-логистического бизнеса
Решение об открытии транспортно-логистического бизнеса принимается, в первую очередь, на основе специально подготовленного бизнес-плана. Им называют документ, в котором представлена чёткая программа действий предприятия, рассчитанная на определённый срок, с указанием основных сведений о нем, о его продукции и о текущей ситуации на рынке. С помощью бизнес-плана дается предварительная оценка совокупным издержкам, доходам и сроки окупаемости.
Формирование бизнес-плана начинается с написания резюме проекта. В данном разделе приводятся результаты заранее проведенного анализа рынка, целевой аудитории и конкурентов. Кроме того, в нем описываются преимущества готовящегося к открытию транспортно-логистического предприятия, а также перечисляются предлагаемые им услуги с указанием цен.
Все необходимые закупки учитываются в производственном плане компании. На его основе, а также на основе маркетингового исследования составляется финансовый план. В нем в стоимостных величинах выражаются ожидаемые результаты коммерческой деятельности, а также необходимая для открытия первоначальная сумма инвестиций.
Как правило, наибольшая доля затрат транспортно-логистической компании приходится на закупку объектов основных средств: транспортных средств, зданий для их размещения и для временного хранения грузов, погрузочно-разгрузочного и прочего специального оборудования и т.д. Тоже существенную долю в бюджете занимает выплата заработной платы сотрудникам транспортно-логистической компании - водителям, грузчикам, экспедиторам, юристам и др. Остальные расходы связаны с оформлением документов, с оплатой коммунальных услуг, с организацией рекламной кампании и т.п.
Если бизнес-план будет содержать объективно обоснованные доводы о рентабельности организации транспортно-логистического бизнеса, то предпринимателям следует переходить к совершению действий по непосредственному открытию предприятия. Это начинается с государственной регистрации юридического лица.
Поскольку транспортно-логистический бизнес - это вид коммерческой деятельности, то и создаваться должна коммерческая организация. В этом случае наиболее распространенными организационно-правовыми формами транспортно-логистической компании являются общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество (публичное и непубличное). Если масштабы деятельности планируются быть небольшими, то можно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
Стоит иметь в виду, что каждый из указанных способов юридического оформления транспортно-логистического бизнеса предъявляет разные требования по размер уставного капитала, по количеству учредителей, по формам и количестве необходимых документов и т.д. Это, в свою очередь, отражается на уровне прав, обязанностей и ответственности хозяйствующих субъектов и участвующих в их деятельности лиц.
Таким образом, организация транспортно-логистического бизнеса осуществляется в результате выполнения ряда действий, что вынуждает заинтересованных лиц обстоятельно подготовиться к ним.