Туристический бизнес - это коммерческая деятельность, т. е. деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли путем оказания физическим лицам услуг по организации их выезда (путешествия) в другую страну или местность.
Логистический подход в туристическом бизнесе
В современной экономике высоким уровнем динамизма отличается рынок туристических услуг. Один из способов дальнейшего развития данной отрасли экономики заключается в применении логистического подхода, в том числе, на основе опыта продвинутых зарубежных фирм.
Логистический подход к ведению туристической коммерческой деятельности заключается в рациональной организации формирования, сбыта и организации потребления туристического продукта, а также в сопровождении этих логистических процессов прохождением информационных потоков. Отсюда можно сделать вывод, что в рамках каждой туристической фирмы существует и функционирует собственная логистическая система, которая состоит из нескольких функциональных областей.
В состав логистической системы туристической фирмы входят следующие элементы:
- Информация - это планирование туров на основе прогнозов рыночного спроса и данных обработанных заказов.
- Перевозка туристов - это деятельность, которая включает в себя выбор вида транспорта, транспортного средства и предприятия-перевозчика, а также выполнение последним переданных ему функций транспортировки.
- Сотрудники, которые обслуживают туристов.
- Обслуживающее производство - это логистические подразделения, которые обслуживают процесс формирования тура и оказания услуг потребителю.
Основы оптимизации логистической системы управления
Функционирование логистической системы является значимым фактором, который оказывает существенное влияние на конечные (прежде всего, финансовые) результаты хозяйственной деятельности туристической фирмы. В связи с этим объективной необходимостью на сегодня является оптимизация системы управления логистическими процессами в туристическом бизнесе.
Результаты мероприятий по оптимизации должны положительно сказаться на состоянии всего бизнеса. Прежде всего, высвобождаются время и ресурсы, которые могут быть направлены руководством фирмы на решение стратегических или других вопросов. Ускорится процесс производства продуктов, повысится их качество, что в конечном итоге приведет к укреплению конкурентоспособности туристической фирмы на рынке.
Оптимизация системы управления логистическими процессами в туристическом бизнесе должна проводиться на основе ряда ключевых принципов. Речь идет, прежде всего, о научной обоснованности принимаемых решений и их последовательности. Также необходимо заранее предусмотреть вероятное сопротивление со стороны работников на нововведения.
Для оптимизации системы управления логистическими процессами в туристическом бизнесе применяют такие инструменты, как моделирование и стандартизация логистических процессов, аудит, реинжиниринг, бережливые технологии, сетевые графики, технологические карты и др.
Подготовка специалистов как способ оптимизации системы управления
В современных условиях быстро развивающуюся туристическую отрасль необходимо, прежде всего, обеспечить профессионально подготовленными кадрами, которые владеют современными методами логистического менеджмента. Это является одним из главных шагов на пути к оптимизации системы управления логистическими процессами в туристическом бизнесе.
Система подготовки специалистов для сферы туристического бизнеса в настоящее время в целом соответствует базовым количественным и качественным потребностям отрасли. Однако на деле значительное число сотрудников туристических организаций не обладают теми компетенциями, которые бы отвечали требованиям реального туристического рынка в части использования приемов и методов логистического менеджмента и транспортной логистики.
Эффективное формирование практических навыков работы в области логистического менеджмента в сфере туризма будет обеспечено за счет соблюдения следующих условий:
- Предмет туристической логистики должен быть выделен в качестве самостоятельной учебной дисциплины, которая рассматривает вопросы теории и практической деятельности планирования, организации, функционального управления и контроля процессов движения совокупности человеческих, финансовых, информационных, трудовых, правовых потоков в сфере туризма.
- Содержание учебного курса по логистике в туризме необходимо формировать на основе принципов, обоснование которых базируется на результатах анализа требований регионального туристического рынка.
- Повышение эффективности изучения логистики в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров в сфере туризма через широкое применение активных форм и методов обучения, реализацию выбора и усиление ответственности студентов за процесс своего развития и как личности, и как профессионала.
- Формирование концепции практического обучения логистике через перенос практических занятий в условия реальной совокупности логистических потоков, с помощью которых объекты туристической сферы взаимодействуют друг с другом.
Специалисты и менеджеры, которые работают в сфере туристической и транспортной логистики, должны обладать знаниями общих основ логистики. Помимо этого, они должны уметь применять методы проведения логистических исследований, анализа логистической среды и рынка туристических услуг. Касательно непосредственно практической деятельности логистические менеджеры должны владеть навыками в области установления и развития деловых контактов, стилистики деловой речи, психологии общения, а также уметь мыслить аналитически, вырабатывать и принимать управленческие решения, хорошо ориентироваться в рыночных условиях.