Мировой фрахтовый рынок - это рынок, на котором фрахтователи судов или грузовладельцы, с одной стороны (как покупатели услуг), и судовладельцы или перевозчики, с другой стороны (как продавцы услуг), заключают договоры по фрахтованию и отфрахтованию судов.
Общие сведения о мировом фрахтовом рынке
Функционирование рынка морского транспорта проявляется в том, что одни хозяйствующие субъекты оказывают другим хозяйствующим субъектам услуги, которые так или иначе связаны с работой транспорта. Взаимодействие двух самостоятельных субъектов, один из которых стремится получить прибыль, а другой - наиболее оптимальным способом удовлетворить свои потребности, приводит к формированию и развитию рынков. В качестве примера рынка можно привести мировой фрахтовый рынок.
Мировой фрахтовый рынок представляет собой совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи услуг по перевозке грузов, пассажиров, багажа посредством использования транспортных средств. Отличительной чертой мирового фрахтового рынка является его формирование на международном уровне, т. е. его субъекты являются представителями разных стран мира, ограничений по данному параметру нет.
Мировой фрахтовый рынок нацелен на заключение договора фрахтования. Такой договор также известен в экономической среде как чартер.
Первая сторона договора - это фрахтовщик. Эту роль обычно исполняют судовладельцы и перевозчики. Заключая договор, они соглашаются на принятие на себя обязательств по предоставлению всей или части вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Другая сторона договора - это фрахтователь. Эту роль обычно исполняют грузовладельцы. Заключая договор, они соглашаются на принятие на себя обязательств по оплате в оговоренный срок определенной суммы денежных средств.
Взаимодействие фрахтовщиков и фрахтователей в части предоставления услуг и формулирования требований находит отражение в цене, на которую соглашаются обе стороны. Установление цены является одной из главных функций фрахтового рынка после сведения вместе фрахтовщиков и фрахтователей.
Цена перевозки является денежным выражением стоимости транспортных услуг (т. е. самого перемещения товара фрахтового рынка) и имеет 2 формы:
- первая форма - это фрахтовая ставка, которая применяется в трамповом судоходстве и действительна только для каждого отдельного договора;
- вторая форма - это тариф, который применяется в линейном судоходстве и в течение некоторого периода времени действует в отношении неопределенного круга лиц.
Структуры и объемов мирового фрахтового рынка формируются под влиянием процессов, которые происходят в международной торговле, мировой экономике и на транспорте. Речь, в частности, идет про процессы глобализации производства и распределения, про совершенствование транспортных средств, про распространение средств связи и др.
Мировой фрахтовый рынок объединил в себе локальные фрахтовые рынки, которые ранее существовали изолированно друг от друга. В настоящее время мировой фрахтовый рынок охватывает все океанские и, связанные с ними, морские бассейны мира.
Мировой фрахтовый рынок состоит из множества элементов, которые можно выделить на основе различных признаков. В частности, рынок может быть поделен по товарам (фрахтовый рынок нефти, зерна, сжиженного газа и др.). Еще принято различать фрахтовый рынок танкеров и сухогрузных судов. Помимо этого, отдельно рассматривают фрахтовый рынок рейсовых судов и арендованных (тайм-чартерных, бербоут-чартерных) судов.
Стоит отметить, что из сферы мирового фрахтового рынка национальным законодательством исключаются, так называемые, каботажные перевозки (т.е. плавание без выхода за государственные границы), которые обычно закрепляются за национальным флотом. Часть международных перевозок тоже может быть законодательно закреплена за национальным флотом (например, в рамках политики резервирования грузов), что автоматически выводит их за пределы мирового фрахтового рынка.
Показатели оценки мирового фрахтового рынка
Мировой фрахтовый рынок и его секции по отдельности могут быть охарактеризованы, прежде всего, с помощью такого основного показателя, как емкость рынка. Этот показатель выражается, в первую очередь, количеством фрахтовых сделок, которые были заключены на рынке за определенный период времени, а также суммарным дедвейтом зафрахтованного тоннажа или массой груза, перевезенного им. Через расчет этих показателей проводится анализ и даются прогнозы развития рынка, на основании чего брокеры, судовладельцы и фрахтователи принимают соответствующие управленческие решения.
Основной качественной характеристикой мирового фрахтового рынка, которая дает оценку его состоянию, является конъюнктура. Она отражает конкретное состояние рынка во всем многообразии и взаимной связи факторов и элементов, его формирующих.
Традиционными показателями конъюнктуры мирового фрахтового рынка являются ставки фрахта и аренды конкретных сделок, а также их средние значения за различные периоды на отдельных грузонаправлениях. Для того чтобы оценить состояние мирового фрахтового рынка и степень изменений уровня фрахтовых ставок, дополнительно определяются различные фрахтовые индексы. В качестве известных примеров фрахтовых индексов можно привести индекс журнала Lloyd’s Ship Manager (Из Норвегии), индекс министерства транспорта ФРГ, тайм-чартерный индекс Британской палаты судоходства, Baltic Freight Index, индексы исследовательской организации Maritime Research (из США) и др.
Не стоит забывать про основополагающие показатели современной экономической теории: объемы и эластичность спроса и предложения. С их помощью тоже можно оценить мировой фрахтовый рынок.