Ассортиментный план поставки - это документ предприятия, в котором прописаны задачи и целевые значения его сбытовой деятельности на несколько будущих периодов вперед в разрезе товарных групп.
Основные сведения об ассортиментном плане поставки
Ассортиментный план поставки представляет собой плановый документ предприятия, в котором общий объем производства и выпуска готовой продукции детализируется по видам, типам, моделям, маркам, размерам и т. д. Исходными документами для составления ассортиментных планов поставки являются планы поставок и реализации готовой продукции, которые разрабатываются отделом сбыта совместно с финансовым и плановым отделами на основе проверенных и уточненных заказов потребителей и государственных заказов, а также с учетом производственных возможностей изготовителей.
Ассортиментные планы поставки дают предприятию возможность определить, когда, кому и в каком объеме и ассортименте поставлять заказанную продукцию. В соответствии с этим документом структурные подразделения, ответственные за производство и сбыт продукции, осуществляют разработку месячных и (или) квартальных производственных заданий в ассортиментном разрезе, которые, в свою очередь, используются в качестве основы для месячных графиков загрузки отдельных производственных участков.
Ассортиментный план поставки продукции является основой для составления номенклатурного плана производства. Ассортиментный план в некоторых отраслях экономики также может называться портфелем заказов или карточками распределения.
Ассортиментные планы поставки готовой продукции получили распространение в тех странах, где действует централизованная загрузка производства. В данном случае предприятия-изготовители составляют эти планы на основе тех документов, которые они централизованно получают от снабженческо-сбытового органа (это, например, заказы-спецификации, наряды-заказы, разнарядки). В этих документах, как правило, содержатся следующие данные:
- об ассортименте;
- о количестве поставок;
- о сроках поставки;
- о составе грузополучателей и др.
Подходы к разработке ассортиментных планов поставки
Ассортиментное планирование поставок готовой продукции может осуществляться предприятием на основе одного из трех подходов.
Первый подход заключается в вертикальном изменении. В соответствии с ним деятельность предприятия подлежит вертикальной дифференциации. Т.е. оно начнет самостоятельно выпускать те материалы и полуфабрикаты, которые ранее закупались у поставщиков, а также создавать собственную торговую сеть для продвижения своей продукции на рынке.
Второй подход заключается в горизонтальном изменении. В соответствии с ним деятельность предприятия подлежит горизонтальной дифференциации. Это означает изменение ассортимента выпускаемой продукции при сохранении прежней позиции (уровня) в воспроизводственной цепочке.
Третий подход заключается в комплексном изменении. В соответствии с ним предполагается диверсификация деятельности предприятия сразу в обоих направлениях.
Методика разработки ассортиментных планов поставки
Непосредственно процесс разработки ассортиментных планов поставки готовой продукции предприятия обычно включает в себя три основных этапа.
Первый этап заключается в установлении группового ассортимента продукции. Речь идет про определение ассортиментного профиля организации и ее сети продаж. На втором этапе устанавливают количественное соотношение отдельных групп продукции через расчет структуры группового ассортимента. Третий этап - это определение внутригруппового ассортимента, в рамках чего подбираются конкретные разновидности товаров каждой группы по различным признакам.
Во время разработки ассортиментного плана поставки учитывают влияние на построение ассортимента ряда факторов, основными из которых являются:
- тип и размер предприятия;
- техническая оснащенность предприятия;
- условия товарного снабжения;
- численность обслуживаемого предприятием населения;
- место расположения предприятия по отношению к другим предприятиям;
- транспортные связи между населенными пунктами и др.
Выше перечисленные факторы оказывают прямое или косвенное влияние на величину рыночного спроса, что, в свою очередь, сказывается на результаты деятельности предприятия. Кроме того, в каждом конкретном предприятии имеют место и другие специфические факторы, которые обусловлены индивидуальными особенностями функционирования.
При разработке ассортиментного плана поставки готовой продукции на промышленных предприятиях нельзя забывать о воздействии других общезначимых факторов. Например, о социально-экономических (уровень цен на товары, социальное обеспечение и уровень доходов населения, социальный состав обслуживаемого населения и характер его трудовой деятельности др.), демографических, природно-климатических и национально-бытовых факторов.
Необходимо непрерывно вести работу по разработке ассортиментного плана поставки готовой продукции на промышленных предприятиях, в течение всего жизненного цикла продукции. Это обеспечивает постоянное новаторство в выпуске продукции, что требуется от предприятия, желающего выжить в условиях рынка. При этом ему еще нужно соблюдать следующие основные принципы:
- учет особенностей рыночного спроса местного населения и возможностей его наиболее полного удовлетворения;
- включение на регулярной основе в ассортимент продукции новых заказов, рыночный спрос на которые у потребителей еще не сложился;
- обеспечение выполнения установленных экономических показателей работы предприятия.
Таким образом, ассортиментные планы поставки на промышленных предприятиях разрабатываются на основе определенных методов и принципов, которые должны быть известны и применимы соответствующими работниками предприятия и его подразделениями.