Построение матрицы $ABC$-$XYZ$
Выполнение логистического анализа с использованием методов ABC и $XYZ$ позволяет позиционировать запасы и разрабатывать для каждой группы типовые стратегии управления.
Матрица $ABC$-$XYZ$ представлена на рисунке.
Для построения такой матрицы необходимо предварительно разбить запасы на группы в соответствии с методами $ABC$ и $XYZ$.
$ABC$-анализ запасов основан на правиле Парето (правило 80/20) и предполагает деление всей номенклатуры хранимых запасов на три категории $A$, $B$ и $C$ в зависимости от вклада каждой категории в общий результат деятельности предприятия.
$XYZ$−анализ позволяет произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определенного временного цикла.
Группировка запасов по категориям $ABC$ отражает в основном коммерческий аспект, управление запасами с точки зрения их влияния на экономические результаты функционирования предприятия.
$XYZ$ –анализ материальных запасов отражает уже логистический аспект управления запасами, а именно влияние неопределенности спроса на уровень обслуживания потребителей и уровень страховых запасов.
Для формирования матрицы необходимо анализировать каждую позицию запаса одновременно в рамках выполненных $ABC$ и $XYZ$ классификаций. Таким образом, каждая номенклатурная единица запаса займет определенное место в матрице. На основе матрицы $ABC$-$XYZ$ возможно определить необходимые управленческие решения и разработать политику управления запасами.
Политика управления запасами на основе $ABC$-$XYZ$
Политика управления запасами – это обоснованный алгоритм действий для каждой группы запасов в соответствии с располагаемыми возможностями фирмы.
Ниже приведен пример подобной политики управления запасами, разработанный на основе $ABC$-$XYZ$ классификации запасов.
- Группа $AX$ – запасы продукции, которая приносит предприятию наибольшую прибыль и имеет стабильную отгрузку. По этим позициям необходимо наиболее точно производить прогноз спроса, и тогда появиться возможность минимизировать запас и работать в соответствии с логистической технологией «Just in time».
- Группа $AY$ – запасы продукции, которые приносят предприятию наибольшую прибыль и обладают определенными колебаниями спроса. По ним необходимо по возможности увеличивать страховой запас, так как позиции имеют колебания продаж, а значит, прогнозы могут отличаться от фактических значений отгрузки.
- Группа $AZ$ – запасы продукции, которые приносят предприятию наибольшую прибыль, однако продажи которой не предсказуемы. По этим позициям следует увеличивать страховой запас при наличии финансовых резервов.
- Группа $BX$ – запасы продукции, которые приносят предприятию высокую прибыль и имеют стабильную отгрузку. По ним возможно применять стратегию минимизации страхового запаса в силу стабильности спроса.
- Группа $BY$ – запасы продукции, которые приносят предприятию прибыль и имеют колебания спроса. По этим позициям нужно по возможности увеличивать страховой запас.
- Группа $BZ$ – запасы продукции, которые приносят предприятию высокую прибыль, однако продажи которой не предсказуемы. По этой группе страховой запас рекомендуется определять в зависимости от состояния финансовых ресурсов компании.
- Группа $CX$ – запасы продукции, которые имеют несущественную долю в прибыли предприятия, но обладают стабильными продажи. По данной группе рекомендуется минимизация страхового запаса в силу стабильности спроса и низкой доли в обороте.
- Группа $CY$– запасы продукции, которые имеют несущественную долю в прибыли предприятия и имеют определенные колебания отгрузки. По этой группе страховой запас следует оптимизировать, однако в случае дефицита финансовых ресурсов страховой запас по этой группе подлежит сокращению в первую очередь.
- Группа $CZ$ запасы продукции, которые имеют несущественную долю в прибыли предприятия и продажи которой не предсказуемы. В отношении данной группы следует отказаться от страховых запасов, создавать запас только под заказ конкретного клиента.