Понятие складского аутсорсинга
Аутсорсинг (от англ. outsourcing - внешний источник) – это передача предприятием отдельных функции и бизнес-процессов на обслуживание другой компании, которая специализируется в этой области.
Аутсорсинг в складировании - один из наиболее распространенных видов логистического аутсорсинга, это обусловлено дороговизной создания и содержания собственного складского хозяйства.
В сфере складирования аутсорсинг реализуется как услуга ответственного хранения.
Складской аутсорсинг предполагает заключение долгосрочного контракта между владельцем товара (производитель или продавец) и специализированной логистической компанией, специализирующейся на предоставлении услуг ответственного хранения (аутсорсером).
Складской аутсорсинг (услуги ответственного хранения) как правило, предполагает выполнение аутсорсером следующих видов деятельности:
- прием товара на склад, его размещение в зоне хранения;
- организация хранения товара в соответствии с требуемым климатическим (температура, влажность, освещенность) и санитарно-гигиеническим режимом;
- прием, обработка и учет заказов клиентов;
- комплектация и упаковка заказа, формирование грузовой единицы (поддона);
- маркировка, штрихкодирование товара;
- отгрузка товара клиентам в соответствие с заказами клиентов.
В отличии от обычной аренды склада, складской аутсорсинг предполагает:
- оплату только занятых товаром стеллажей или ячеек склада (в отличии от аренды, где оплачивается вся арендуемая площадь);
- квалифицированный логистический персонал аутсорсера (производитель не занимается подбором персонала);
- единую ответственность логистического оператора перед собственником товара (без необходимости взаимодействовать контролирующими службами, организации охраны склада, пожарной безопасности и др);
- возможность регулировать объем поставок и площадь склада в случае необходимости.
Преимущества и недостатки аутсорсинга в складировании
Складской аутсорсинг дает следующие преимущества:
- возможность производителю (продавцу) сосредоточится на основном виде деятельности, избавится от непрофильных бизнес-процессов и видов деятельности;
- меньшие расходы на формирование и развитие сети распределения;
- сокращение величины постоянных издержек, в том числе расходов на оплату труда, аренду и содержание помещений, налогов;
- повышение качества обслуживания клиентов за счет профессионализма аутсорсера;
- возможность изменять объем поставок и соответственно потребную площадь склада, что особенно важно в случае сезонных колебаний спроса на товар;
- более низкие издержки и риски выхода на новые географические рынки сбыта за счет знания аутсорсером местных особенностей.
Вместе с тем логистический аутсорсинг в складировании имеет ряд недостатков:
- высокая зависимость от качества и профессионализма услуг аутсорсера и связанные с этим риски низкого уровня обслуживания клиентов;
- более высокая стоимость хранения единицы товара, что для товаров длительного хранения приводит к завышенным издержкам;
- в России в настоящее время существует дефицит качественных складских площадей (класса А и А+), предоставляемых для выполнения аутсорсинговых услуг особенно в отдаленных регионах.
Таким образом, логистический складской аутсорсинг наиболее оправдан для хранения дорогостоящих товаров с высокой оборачиваемостью, для которых требуется строгое соблюдение определенного климатического режима хранения, имеющих сезонные колебания продаж.