Области взаимодействия маркетинга и логистики
Развитие концепции маркетинга обусловлено возникшими трудностями со сбытом товаров в середине XX века, то есть в исторически в более ранний период, чем логистика. Применение маркетинговых методов исследования спроса и воздействия на спрос способствовали повышению конкурентоспособности предприятий на рынке. Однако задача создания комплексных систем сквозного управление материальными потоками в то время еще не стояла. Во-первых, в связи с отсутствием технической возможности построения таких систем в экономике, во-вторых, в связи с тем, что за счет применения новых для того времени маркетинговых инструментов уже можно было резко повысить конкурентоспособность.
В современных условиях оставаться конкурентоспособным на рынке только за счет применения концепции маркетинга уже нельзя. Выявленный маркетинговыми приемами спрос должен быть удовлетворен максимально быстро и с минимальными затратами. Эта задача решается в рамках логистики распределения.
Исторически появившись позже маркетинга, логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в единую технически, технологически и экономически согласованную систему.
Маркетинг исследует и определяет возникший спрос, тем самым отвечая на вопросы: какой товар нужен, какого качества и в каком количестве, в каком месте и в какое время. Логистика распределения обеспечивает физическое продвижение востребованного товара к конечному пользователю. Логистическая интеграция позволяет реализовать поставку требуемого товара в требуемом объеме в нужное место и время с минимальными затратами.
Обладая общей сферой применения логистика и маркетинг пересекаются в части терминологии и методологии. Например, термин «распределительный канал» используется обеими дисциплинами, методы оценки конкурентоспособности товаров применяются как в маркетинговых, так и в логистических исследованиях.
Сравнительный анализ маркетинга и логистики
Сравнение маркетинга и логистики проведем по ряду критериев.
-
Объект исследования
Для маркетинга объектом исследования являются рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг, для логистики - материальные и сопутствующие им потоки, циркулирующие на этих рынках.
-
Предмет исследования
Для маркетинга – рационализация рыночного поведения, для логистики – рационализация процессов управления материальными и сопутствующими потоками.
-
Участие в ценообразовании
Маркетинг разрабатывает политику ценообразования на основе сегмента рынка, логистика определяет и оптимизирует логистические затраты в структуре цены.
-
Оформление продукции
Маркетинг разрабатывает дизайн упаковки, логистика формулирует требования к типу и размерам упаковки с учетом требований к тарнспортироке.
-
Прогнозирование рынка сбыта
Маркетинг прогнозирует объемы продаж и рынков сбыта, логистика учитывает прогноз при управлении распределением, формировании складской сети, определении концентрации запасов.
-
Создание системы распределения
Маркетинг определяет географию производства и потребления. Логистика определяет участников продвижения товара на рынке сбыта.
-
Формирование складской сети
Маркетинг определяет объем продаж и рынки сбыта, логистика определяет стратегию складирования запасов, число складов в сети, местоположение и системы их снабжения.
-
Управление заказами
Маркетинг осуществляет планирование заказов, логистика обработку, выполнение и доставку заказа при сокращении полного цикла его исполнения.