Функции системы управления распределением
Система управления распределением представляет собой совокупность взаимосвязанных процедур и функций по доведению готового продукта до конечных пользователей.
Управление распределением включает выполнение следующих функций:
- формирование каналов распределения, выбор их структуры, выбор логистических и торговых посредников, составляющих канал;
- формирование договорных отношений с торговыми и логистическими посредниками в сети распределения при доставке продукции и оказании услуг клиентам;
- организация логистических каналов, определение процедуры осуществления сбыта;
- выбор и организация системы информационной поддержки канала распределения;
- управление заказами, в том числе организация получения заказа от потребителя, его обработка и планирование его исполнения;
- управление запасами и промежуточным складированием товаров, в том числе консолидация, разукрупнение и сортировка транспортных партий на складах производителя и посредников;
- управление транспортированием готовой продукции, в том числе выбор рациональных видов транспорта, маршрутов движения, транспортной тары и др.;
- управление возвратной логистикой, в том числе управление потоками тары, продукции несоответствующего качества;
- организация логистических операций в процессе реализации послепродажного обслуживания.
Управление заказами в системе управления распределением
Управление заказами - это деятельность по подготовке, приему и обработке заказов потребителя, а также планирование и организация выполнения заказов.
Управление заказами - это важнейшая функция системы управления распределением. Именно деятельность по управлению заказами позволяет эффективно перемещать товарные потоки в логистических цепях на пути от продавца к покупателю.
Управление заказами является комплексной логистической функцией, которая реализуется и на этапе материально-технического снабжения, и на этапе сбыта готовой продукции. При этом управление заказами реализуется в тесной интеграции с маркетингом. Задача маркетинга в выполнении данной функции состоит в планировании заказов, логистика же осуществляет обработку, выполнение и доставку заказа потребителям при сокращении полного цикла его исполнения.
Ключевым понятием в рассматриваемой области является портфель заказов.
Портфель заказов – это множество заказов покупателей, объединенных в соответствии с каким-либо признаком, имеющихся на определенную дату.
Объем портфеля заказов зависит от многих внутренних и внешних факторов.
К внешним факторам относится, например, общеэкономическая ситуация, деловая активность, покупательский спрос и др. К внутренним - уровень загрузки производственных и логистических мощностей, объем имеющихся для выполнения заказов ресурсов и др.
Портфель заказов формируется на основе существующих заявок на поставку продукции, которые отражают спрос потребителей. При разработке портфеля заказов должны быть учтены производственные и логистические возможности производителя и звеньев канала распределения.
В настоящее время основной инструмент повышения эффективности управления заказами – технологии электронного документооборота и IT- поддержки логистических операций.
Программный модуль «Управление заказами» реализован в составе ERP-систем и КИС предприятий. Назначение модуля «Управление заказами» - автоматизация бизнес-процедур, связанных с планированием и контролем исполнения планов по таким видам хозяйственной деятельности, как сбыт и снабжение.