Логистический аутсорсинг - это деятельность хозяйствующих субъектов по привлечению сторонней организации в целях выполнения ею всех или части логистических функций.
Причины обращения к логистическому аутсорсингу
Предприятия в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности вынуждены сталкиваться с необходимостью выполнения логистических функций. Тенденцией современной экономики является возрастание логистических издержек предприятия. Они в этом случае вынуждены передавать обязанности по выполнению логистических функций за денежное вознаграждение профессиональным специализированным организациям. В частности, на аутсорсинг могут быть выведены транспортные системы предприятий.
Менеджмент большого числа крупных и успешных промышленных предприятий зачастую принимает решение о необходимости передачи функций по управлению корпоративной транспортной системой привлеченным командам профессионалов. Обоснование данного решения базируется на целом ряде принципиальных для любого предприятия причин:
- расширение и (или) обновление парка автомобильного транспорта предприятия;
- проверка обоснованности и оптимизация расхода горюче-смазочных материалов и запчастей;
- необходимость регулярного взаимодействия с надзорными органами, уполномоченными на работу в сфере транспорта;
- решение кадровых вопросов в сфере логистики.
Решение этих и других задач отнимают у предприятия много времени, что отвлекает его от основного производства. Кроме того, в случае дефицита у предприятия транспортных ресурсов он столкнется с огромным риском срыва плана производства. Как показывает практика, предприятия используют различные системы определения структуры транспортных и логистических затрат, что затрудняет учет и анализ этих данных.
Отсюда возникает необходимость обращения к специальным транспортно-логистическим компаниям. Даже если приобретение их услуг будет временным, то предприятие все равно получит от консультантов в области логистики полезные наработки и методологию, которые впоследствии будут внедрятся в собственную операционную деятельность.
Этапы логистического аутсорсинга транспортной системы
Перевод транспортной системы предприятия на логистический аутсорсинг представляет собой сложный и многоступенчатый процесс. Правильная последовательность этапов логистического аутсорсинга является одним из главных условий успешного осуществления предприятием данной операции.
На первом этапе обычно принято приглашать независимых консультантов. Они должны провести экономический, организационный и технологический аудит транспортного хозяйства предприятия. В результате будут зафиксированы текущее состояние транспортной системы предприятия, определена реальная структура затрат на ее обслуживание, утверждены текущие показатели эффективности, определены зоны ее прироста, а также получена исчерпывающая информация для разработки сбалансированного плана по выводу транспортной системы предприятия на логистический аутсорсинг.
Данный логистический аудит может быть проведен силами самой аутсорсинговой компании. Для этого она должна обладать необходимыми компетенциями.
Второй этап заключается в определении специалистами аутсорсинговой компании тарифов на ее транспортно-логистические услуги. В процессе переговоров с аутсорсинговой компании и заключения договора определяется оптимальная модель взаимодействия.
В частности, принимается решение о приобретении или о взятии во временное пользование (в аренду) транспортных средств аутсорсинговой компанией. Устанавливаются контуры механизма вознаграждения управляющей команды и ее организационная характеристика.
Третий этап - это подписание договора об условиях создания управляющей команды аутсорсинговой компании. После этого на четвертом этапе начинается процедура запуска ее работы. На данном этапе решают все юридические и организационные вопросы, которые связаны с началом оказания транспортно-логистических услуг.
Выбор логистического провайдера
Предприятие, которое занимается оказанием аутсорсинговых услуг в сфере транспортной логистики, обычно называется логистическим провайдером. Производственному предприятию важно сделать правильный выбор логистического провайдера, иначе это может обернуться для него крупными финансовыми (в том числе имущественными) и репутационными потерями.
Выбор логистического провайдера обуславливается, в первую очередь, географией его деятельности. Она должна соответствовать географии деятельности производственного предприятия. В ином случае либо придется переплачивать за нестандартные условия оказания услуги, либо договариваться с другими провайдерами на счет выполнения разовых перевозок.
Особое значение имеет категория груза, поскольку ряд провайдеров специализируется на работе только с определенными категориями (их ограниченным кругом). Это проявляется в необходимости соблюдения температурных режимов и режимов влажности воздуха для хранения и транспортировки грузов.
В качестве основных рекомендаций для выбора логистического провайдера, который мог бы оказывать аутсорсинговые услуги в сфере транспортной логистики, также называют первоочередную ориентацию на качество оказываемых услуг, а не на их стоимость, широту спектра предоставляемых услуг (чем шире, тем лучше). Выполнение этих рекомендаций позволяет крупным современным предприятиям застраховать себя от многих рисков и ошибок, которые могут стать фатальными для их бизнеса.
Таким образом, при передаче логистических функций, связанных с транспортировкой грузов, на внешнее исполнение необходимо проводить тщательный анализ состояния транспортной системы предприятия и потенциальных логистических провайдеров.