Логистические потоки - это материальные, информационные, финансовые, трудовые, энергетические и другие ресурсы, которые находятся в направленном движении от поставщиков к потребителям.
Понятие логистических потоков
В основе формирования и функционирования логистической системы (как одной из главных частей экономической системы) лежат логистические потоки. Данным названием обозначают материальные ценности, объекты незавершенного производства, готовую продукцию, финансовые средства, информацию, трудовые и иные ресурсы, которые в рамках одного экономического пространства находятся в движении от поставщиков к потребителям.
Традиционно основным логистическим потоком считается материальный поток. Однако с увеличением доли услуг в валовом продукте растет значение сервисного потока. Обслуживающую (сопутствующую) роль исполняют финансовые и информационные потоки.
В зависимости от того, какой именно объект преобладает в логистических потоках, определяется специализация производственно-хозяйственной деятельности логистической системы. Следовательно, обуславливает выбор в пользу применения той или иной технологии выполнения логистических операций. Поэтому изучение логистических потоков является одной из важных задач практически каждого экономического субъекта современности.
Морской порт как субъект логистики
Морские порты до сих пор воспринимаются в качестве геополитически и стратегически значимых экономических субъектов. Их деятельность нацелена, прежде всего, на осуществление доставки грузов морским транспортом в место назначения с минимальными затратами денег и времени, а также с наименьшим ущербом для окружающей среды. Эффективное достижение указанной цели возможно за счет рационализации потоковых процессов морского порта, в основе которых лежат логистические потоки.
Изучая морские порты, целесообразно подразделить их деятельность на два вида:
- основная деятельность - это выполнение производственной и инновационной функций;
- вспомогательная деятельность - это выполнение организационной и экологической функции, а также функции планирования.
К основной деятельности морского порта следует отнести выполнение погрузочно-разгрузочных работ на судах и других транспортных средствах и складирование грузов (т. е. их прием, хранение, накопление и преобразование). Кроме того, в данном случае еще подразумевают отправку грузов, комплексное обслуживание судов, выполнение транспортно-экспедиторских операций, совершенствование технологических процессов, реконструкцию, создание и внедрение новых производственных мощностей.
К вспомогательной деятельности морского порта следует отнести создание условий для эффективной организации грузопотоков, пассажиропотока и судопотока. В данном случае занимаются планированием и учетом хозяйственной деятельности порта, тарификацией оказываемых услуг, обеспечением правильной технической эксплуатации, сохранности и ремонта оборудования и инфраструктурных объектов, выполнением аварийно-спасательных работ, предотвращением и борьбой с загрязнением водной и окружающей среды.
Характеристика логистических потоков в морском порту
Любая логистическая система функционирует на основе материального потока. Он представляет собой совокупность объектов, вещественную форму продукции, материальные ресурсы, материальные ценности, к которым применяются логистические операции и/или функции по физическому перемещению в пространстве в определенный промежуток времени.
В морском порту материальный поток существует в виде грузового потока. Грузовой поток представлен различными видами грузов, которые находятся в движении и подвергаются применению логистических операций. В частности, грузы завозят, складируют, подготавливают к загрузке, физически перемещают в пространстве, выгружают на судно. Причем логистические операции с грузами, которые находятся на пути от отправителей к получателям, обычно выполняются третьей стороной – логистическими посредниками.
К нынешнему моменту составлено несколько классификаций грузопотоков морского порта, которые отличаются друг от друга признаком, взятым за основу классификации:
- В зависимости от того, как относятся (взаимодействуют) к логистической системе морского порта, различают внутренние и внешние грузопотоки, а также входящие и выходящие.
- В зависимости от вида груза различают генеральные грузопотоки (тарно-штучные, грузы в интермодальных транспортных единицах, необалк), массовые грузопотоки (наливные, навалочные), особорежимные грузопотоки (опасные, перевозимые под температурным контролем, крупногабаритные и тяжеловесные).
- В зависимости от совместимости грузов различают совместимые и несовместимые грузопотоки.
- В зависимости от используемого варианта перегрузочных работ различают прямые грузопотоки (например, «судно – судно», «судно – железнодорожные вагоны», «судно – автомашины» и т. д.) и совмещенные грузопотоки (перегрузка через склады).
Еще один важный логистический поток в морском порту - это судопоток, т. е. транспортный поток судов. Он представляет собой совокупность судов, которые заходят в морской порт и выходят из него, а также находятся в акватории морского порта и /или у причалов под загрузкой/выгрузкой. В рамках управления судопотоками занимаются распределением судов между причалами, обработкой судов, оформлением прихода, швартовкой, подачей судов под погрузку и другими важными технологическими операциями.
Каждый грузо- и судопоток находится в сопровождении определенных потоков информации, финансовых средств, логистических услуг. В дальнейшем перечисленные потоки интегрируются в понятие логистического потока морского порта.