Логистическая модель - это упрощенное представление логистических потоков отдельной экономической системы, которое преимущественно используется специалистами для прогнозирования, т.е. предсказания вероятности возникновения события, связанного с движением ресурсов и продуктов.
Сущность и этапы логистического моделирования
Последние десятилетия широкое распространение получило применение в логистических и связанных с ними процессах методов моделирования. Моделированием называется процесс создания модели, т.е. упрощенного представления объектов действительности, которое вбирает в себя только самые значимые черты моделируемого объекта, абстрагируясь от несущественных в рамках конкретного исследования подробностей.
Необходимость создания модели объясняется тем, что к реальному объекту невозможно применить ряд научных методов (прежде всего, экспериментирование). В этом случае исследователей выручают искусственно сконструированные модели.
Применение метода моделирования (не только в логистике, но и в других сферах деятельности) осуществляется в результате последовательной смены следующих этапов:
- Этап построения модели, что проявляется в отборе некоторых интересующих исследователя знаний об объекте-оригинале и переносе этих знаний на модель;
- Этап проведения «модельных» экспериментов, во время которых исследователи сознательно изменяют условия функционирования модели и систематизируют данные об ее «поведении»;
- Этап переноса с модели на объект-оригинал скорректированных с учетом его неотраженных свойств, полученных знаний;
- Этап практической проверки знаний, полученных с помощью моделей, и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.
В настоящее время большую популярность приобрели методы математического моделирования. Они основаны на использовании математического языка и математического аппарата (в частности, системы уравнений и неравенств). Их применение в экономике (в том числе в логистике) нашло отражение в эконометрике (экономико-математическом моделировании).
Свойства оптимальных решений логистических моделей
Использование специально созданных логистических моделей позволяет получить исследователям необходимые решения. Причем их оптимальность определяется теми целями, которые были первоначально поставлены на этапе планирования процесса. Так, вид транспорта и конкретное транспортное средство могут быть выбраны как по критерию стоимости перевозки, так и по критерию скорости перевозки. Кроме того, на оптимальность решения оказывают влияние факторы текущей хозяйственной обстановки.
Необходимо понимать, что оценка рациональности конкретного мероприятия, предпринимаемого по итогам моделирования, во многом зависит от уровня управления, т.е. решение логистической задачи, которое оптимально для отдельного предприятия, может быть неоптимальным для отрасли или экономики в целом, и наоборот.
Таким образом, возможности использования логистических моделей для выбора оптимальных решений зависят от типа оптимизируемых процессов и характера решаемых вопросов.
Характеристика логистических моделей
Практически все модели, которые используются в логистике, являются гомоморфными. Эти модели подобны отображаемому объекту лишь в тех отношениях, которые характерны и важны для процесса моделирования. Другие аспекты строения и функционирования при гомоморфном моделировании игнорируются.
Вместе с гомоморфными еще выделяют изоморфные модели, которые являются полными эквивалентами всех особенностей моделируемой системы, т.е. существует возможность замены объекта оригинала на его изоморфную модель. Однако неполнота и несовершенство знаний о реальной системе делают практически невозможным построение и исследование изоморфных моделей.
Гомоморфные модели делятся на материальные и абстрактно-концептуальные. Материальные модели находят в логистическом управлении ограниченное применение, поскольку на моделях такого рода трудно и дорого воспроизвести основные геометрические, физические и функциональные характеристики объекта-оригинала. Кроме того, крайне ограничены возможности варьирования основных характеристика оригинала в процессе работы с моделью.
В сфере логистики в основном используются абстрактно-концептуальные модели, которые подразделяют на символьные и математические.
Построение символьных моделей базируется на различных знаках, символах, словах, кодах, массивах чисел, которые определенным образом организованы и изображают исследуемый оригинал. Однако информация, которая получена с помощью использования символьных моделей, неудобна для обработки в целях дальнейшего использования в системах логистического управления.
В связи с этим наибольшее распространение в процессе создания и эксплуатации систем логистического управления получили математические модели. Математическое моделирование бывает аналитическое (аналитическое описание) и имитационное (компьютерное воспроизведение).
Имитационные модели обладают более универсальным подходом, поэтому они нашли широкое применение в вопросах прогнозирования поведения логистических систем, проектирования и размещения предприятий, обучения и тренировки персонала и т.д. Суть имитационного моделирования заключается в том, что компьютером имитируется течение управляемого процесса, а затем анализируются результаты моделирования, чтобы сделать выбор окончательного решения.
Таким образом, в области логистической деятельности широко используются методы моделирования, которые могут существенно оптимизировать (повысить эффективность) результатов деятельности хозяйствующих субъектов.