Логистическая иерархия - это порядок подчинённости низших звеньев логистики высшим звеньям, их организация в древовидную структуру.
Общие сведения о логистической иерархии
В настоящее время залогом успешного функционирования предприятия является использование логистического подхода к управлению. Этот подход заключается в комплексном представлении потоковых процессов в хозяйственной деятельности. Помимо логистического подхода, активным образом реализуют системный подход, согласно которому сферу логистику представляют в виде нескольких взаимосвязанных между собой элементов.
Принцип подчинённости элементов, которые расположены на нижних уровнях, элементам, которые расположены на верхних уровнях, соответствует категории "иерархия". Следовательно, относительно элементов логистики можно говорить о таком явлении, как логистическая иерархия.
В состав логистической иерархии обычно включают следующие элементы, располагающиеся по убыванию (с высшего уровня на низший):
- Логистическая миссия;
- Логистическая (функциональная) стратегия;
- Логистические технологии;
- Базовые логистические системы, подсистемы, модули;
- Логистические бизнес-процессы;
- Логистические функции;
- Логистические операции.
Стоит отметить, что первые три иерархических уровня образуют логистическую концепцию. А оставшиеся уровни логистики предприятия охватываются ресурсным обеспечением - на их функционирование выделяют материальные, информационные, финансовые, кадровые ресурсы.
Логистическая концепция предприятия
На верхнем уровне логистической иерархии предприятия находятся логистическая миссия, основаниями для которой выступает миссия предприятия и руководящий подход к логистике, т.е. логистическая концепция, формируемая исходя из стратегических целей и состояния бизнеса. На практике распространено несколько разновидностей логистической концепции: концепция интегрированной логистики, маркетинговая, информационная, концепция логистики добавленной стоимости, концепция логистики в реальном времени и т.д.
Логистическая стратегия предназначена для поддержки корпоративной стратегии предприятия в процессе управления основными и сопутствующими потоками с оптимальными затратами ресурсов. Предприятия в основном останавливают свой выбор среди следующих логистических стратегий:
- Стратегия минимизации общих затрат на логистику;
- Стратегия минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру;
- Стратегия максимизации уровня качества логистического сервиса при ограничениях на бюджет логистики.
Алгоритм (т.е. стандартизированная последовательность) выполнения отдельной логистической функции и/или процесса в функциональной области логистики называется логистической технологией. Она поддерживается соответствующей информационной системой и воплощает в жизнь определенную логистическую концепцию.
Логистические системы предприятия
Одним из базовых в логистике является понятие логистическая система. Она представляет собой сложную организационно завершенную (структурированную) экономическую систему, которая состоит из взаимосвязанных элементов. Крупнейшими элементами являются подсистемы, которые имеют развитые связи с внешней средой, т.е. с рынком.
К основным подсистемам логистической системы предприятия относятся:
- Закупка - обеспечивает всю логистическую систему материальным потоком;
- Склады (складское хозяйство) - размещает, перерабатывает и хранит материальный поток;
- Запасы - это преобразованный материальный поток (без движения);
- Транспорт - связывает другие элементы логистической системы транспортным процессом;
- Производство - трансформирует поступающий материальный поток в востребованную рынком продукцию;
- Распределение - обеспечивает поступление материального потока из подсистемы производства к местам потребления;
- Сбыт - обеспечивает своевременную реализацию готовой продукции потребителям;
- Информация - поддерживает информационную связь между всеми подсистемами логистической системы;
- Кадры - обеспечивает целенаправленную деятельность логистической системы.
Логистические бизнес-процессы, функции, операции
В настоящее время характеристикой менеджмента является интенсивный переход от управления отдельными логистическими функциями или операциями к управлению бизнес-процессами. Это связано с тем, что бизнес-процессы воспринимаются как наиболее адекватные объекты внедрения концепции интегрированной логистики.
Логистический бизнес-процесс – это комплекс операций и функций, в процессе выполнения которых (а также в процессе управления товарными и сопутствующими потоками) происходит трансформация ресурсов предприятия в результат, задаваемый логистической стратегией или потребителем. Указанный результат, как правило, определяется следующими ключевыми факторами логистики:
- Общие затраты;
- Логистические издержки;
- Время исполнения заказа;
- Продолжительность логистических циклов;
- Производительность;
- Качество логистического обслуживания;
- Эффективность вложения капитала в логистическую инфраструктуру.
Логистические функции и операции составляют платформу иерархической структуры логистики предприятия. Логистическая функция – это обособленная совокупность логистических операций, которые, в свою очередь, представляют собой элементарные действия, связанные с преобразованием или поглощением материального и сопутствующих потоков. Логистическими функциями являются закупка материальных ресурсов, транспортировка, управление запасами, складирование и т.д. А в качестве примеров логистических операций можно привести погрузку, разгрузку, затаривание, сортировку, комплектование, маркировку, сбор, хранение и передача информации, страхование грузов и др.