Бензин и нефтепродукты - это объекты грузовых перевозок, которые относятся к группе наливных грузов, отличаются высокой вероятностью воспламенения и особыми условиями хранения, что выражается в использовании для их транспортировки специальных транспортных средств.
Способы перевозки бензина и нефтепродуктов
Развитие современной экономики во многом основывается на эксплуатации бензина и нефтепродуктов. Они представляют собой один из самых распространенных источников топлива, материалы для изготовления большого числа предметов (прежде всего, из пластика). Поэтому актуальным является вопрос, связанный с транспортировкой бензина и нефтепродуктов от места обработки сырой нефти до места их непосредственного потребления.
Перевозка бензина и нефтепродуктов возможна с помощью транспорта различных видов: трубопроводного, автомобильного, железнодорожного, водного. Выбор конкретного вида транспорта для осуществления перевозки подобных грузов зависит от нескольких ключевых факторов:
- Местоположение потребителей, предприятий нефтепереработки и нефтепромыслов;
- Степень развития тех или иных путей сообщения;
- Объем перевозимого груза;
- Преимущества и недостатки каждого вида транспорта.
Часто бесперебойность доставки может быть обеспечена только при использовании нескольких видов транспорта (так называемая, смешанная транспортировка). В большей степени это относится к грузовым перевозкам на большие расстояния.
Требования к транспорту для перевозки бензина и нефтепродуктов
В общем объеме перевозок нефтепродуктов на долю железнодорожного транспорта приходится около 40%. Перевозка чаще всего осуществляется в вагонах-цистернах, и только небольшую часть нефтепродуктов транспортируют в более мелкой таре (например, контейнеры, бочки, бидоны). Чтобы перевезти некоторые виды смазок и масел, а также небольшие партии нефтепродуктов применяют крытые вагоны.
Стоит отметить, что для транспортировки застывающих нефтепродуктов с высокой вязкостью (например, темные мазуты и светлые фракции) вагоны оснащают специальным оборудованием - внутренними устройствами подогрева или наружными паровыми обогревателями. При перевозках такого тугоплавкого продукта, как битум используются специальные бункерные полувагоны.
Весьма экономичной является транспортировка бензина и нефтепродуктов водным транспортом. Причем его доля в общем объеме нефтеперевозок составляет около 13%.
В нефтеналивных судах прием и слив жидких углеводородов осуществляется с помощью системы трубопроводов, соединенных с насосами, которые располагаются в машинном отделении. В момент приёма необходимо полностью залить емкости судна (они называются танками), поскольку это в процессе перекачки танкера предотвращает самопроизвольное смещение нефтепродуктов, которое может вызывать сильные гидравлические удары. А эти удары, в свою очередь, способны нарушить прочность и целостность стенок.
Для перевозок вязких нефтепродуктов по воде привлекают баржи с паровыми подогревателями. Для них пар подается с буксира либо специальными плавучими насосными станциями.
Для доставки продуктов с нефтебаз конечному потребителю в основном применяется автомобильный транспорт. Кроме того, он используется в тех районах, куда нельзя перевезти груз ни железнодорожным, ни водным транспортом.
Доставка осуществляется с помощью автомобильных цистерн. В состав оборудования, необходимого для их использования, входит патрубок для приема продукта, дыхательный клапан для регулировки давления, указатель уровня, клиновая задвижка для слива, а также два шланга и механический насос. Максимальный объем груза, перевозимого в автоцистернах, составляет 25 кубических метра.
В целях соблюдения пожарной безопасности транспортные средства оборудуют огнетушителями и заземляющими устройствами. Нужно еще указать, что распространение также получили контейнерные перевозки и перевозки в мелкой таре (например, бочки, канистры, бидоны и т.д.).
Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов представлен нефтепроводами (транспортируют нефть) и нефтепродуктопроводами (транспортируют жидкие нефтепродукты). Диаметр трубопроводов варьируется от 219 до 1620 миллиметров.
Как правило, все нефтепродукто- и нефтепроводы имеют одинаковый принцип устройства. К их основным сооружениям относятся:
- Головная станция перекачки, которая расположена в районе нефтедобычи (используется для первого поступления продукта в трубу);
- Промежуточные станции перекачки, которые двигают продукт по трубам;
- Нефтебаза, где нефть хранится перед поставкой;
- Трубопровод и все его ответвления;
- Линейные трубопроводные сооружения (к ним относятся аварийно-ремонтные пункты, устройства коррозионной защиты, трассовые линии электропередач и т.д.).
Перекачка по нефтепроводам может совершаться в рамках двух систем - постанционной и транзитной. Постанционная система предполагает использование резервуаров промежуточных насосных станций с их полным наполнением. В соответствии с транзитным способом продукт немедленно всасывается из резервуара для передачи на следующую насосную станцию.
Риски перевозки бензина и нефтепродуктов
Бензин и другие нефтепродукты относятся к категории опасных грузов. В связи с этим их перевозка сопряжена с рядом рисков, которые могут реализоваться.
В целом все существующие риски можно поделить на следующие четыре группы:
- Транспортные риски - выход из строя транспортных средств, халатность персонала, хищение и порча груза, срыв поставок, нарушение сроков и т.д.;
- Экологические риски - нанесение ущерба окружающей среде, загрязнение земельных, водных, воздушных и лесных ресурсов, нарушение уровня шума, гибель людей и животных и т.д.;
- Эксплуатационные риски - ненадлежащее обеспечение технического состояния транспортного средства;
- Предпринимательские риски - увеличение расходов на транспортировку.