Линейные сооружения пассажирского транспорта — это здания и сооружения, которые специально построены или приспособлены для выполнения большого числа операций, направленных на обеспечение перевозки пассажиров.
Основные сведения о линейных сооружениях пассажирского транспорта
Чтобы создать необходимые условия для совершения пассажирских перевозок, нужно располагать и правильным образом эксплуатировать определенные инфраструктурные объекты. В первую очередь, речь идет про специальные здания и сооружения. Они получили название линейных сооружений пассажирского транспорта.
Линейные сооружения пассажирского транспорта либо изначально спроектированы и возведены для их использования в рамках обеспечения работы пассажирского транспорта, либо приспособлены из уже построенных зданий, которые первоначально имели другое функциональное предназначение. Обобщая можно сказать, что линейные сооружения пассажирского транспорта в настоящее время выполняют следующие функции:
- используются для оказания пассажирам услуг, которые сопутствуют перевозке;
- создают условия, которые необходимы линейным работникам транспорта для исполнения служебных обязанностей;
- позволяют временно разместить подвижной состав и провести его мелкий ремонт;
- обеспечивают деятельность по управлению и осуществлению пассажирских перевозок необходимой информацией.
Как правило, линейные сооружения пассажирского транспорта располагаются в местах ожидания, посадки-высадки пассажиров из автобусов. В связи с этим основными видами линейных сооружений являются:
- Автовокзалы.
- Автопавильоны.
- Пассажирские и служебные автомобильные станции.
Линейные сооружения пассажирского транспорта преимущественно находятся на балансе транспортных предприятий. Большинство линейных сооружений в России построено по типовым проектам, которые были разработаны проектным институтом «Гипроавтотранс».
Характеристика линейных сооружений пассажирского транспорта
Автовокзал представляет собой комплекс, который территориально изолирован от дорожной сети общего пользования, а связан с ней с помощью транспортных и пешеходных связей. В состав этого комплекса входит огороженная территория, которая соответствующим образом обустроена: размещены капитальное здание из одного или двух этажей, площадка для стоянки автобусов, перроны для посадки и высадки пассажиров, пункт технического осмотра автобусов. Вне вокзальная территория представлена привокзальной площадью, на которой располагаются остановочные пункты городского пассажирского транспорта, стоянки такси и другие объекты городской среды.
В зданиях автовокзала оборудуют:
- пассажирские помещения: залы ожидания, залы для пассажиров специальных категорий, буфет, кафе, туалеты, пункт медицинской помощи, комната матери и ребенка, пункт связи, киоски, видеосалон и другие помещения, которые оснащаются громкоговорящей связью, скамьями, диванами, креслами, автоматическими справочными установками, информационными указателями, расписанием движения, стендами с информацией о тарифах, адресами и номерами телефонов специальных служб и т.д.;
- ручные и автоматические камеры хранения ручной клади и багажа пассажиров;
- кассы по продаже билетов, которые оборудуют в отдельном зале или непосредственно в зале ожидания;
- справочное бюро;
- пост полиции;
- различные служебные помещения: диспетчерская служба, администрация автовокзала, пункты медицинского осмотра и отдыха водителей и кондукторов и т. д.
Для обслуживания пассажиров зачастую создаются пассажирские автомобильные станции. Они располагаются на конечных и промежуточных остановках, обычно входят в комплекс дорожных сооружений (т.е. возведение отдельно стоящих зданий является редкостью).
Выполняются пассажирские автомобильные станции из легковозводимых строительных конструкций, в том числе некапитального типа. На этих линейных сооружениях оборудуются перрон, билетные кассы и, в зависимости от объема перевозок, зал ожидания или навес для пассажиров, туалет, камера хранения ручной клади.
На остановках внутригородских и пригородных маршрутов возводят автопавильоны. Они располагаются непосредственно у проезжей части дорог общего пользования, на которых для заезда автобусов специально строят «карманы». Автопавильоны выполняются в виде навесов и предназначены для укрытия ожидающих транспорт пассажиров от осадков, ветра и солнца.
При сооружении автопавильонов чаще всего используют типовые облегченные конструкции. В большинстве случаев эти конструкции украшаются элементами национального прикладного искусства, а также используются для размещения материалов рекламного характера.
Автовокзалы и пассажирские автомобильные станции подразделяют на классы в зависимости от их проектной вместимости. Последняя определяется числом пассажиров, которые могут быть в одно время размещены в пассажирских помещениях линейного сооружения с соблюдением установленных нормативов обеспеченности. Большинство типовых проектов разработано исходя из следующей классификации: на 25, 50, 75, 100, 200, 300, 500 или 1000 пассажиров.
Кроме того, различается пропускная способность, т. е. возможное количество автобусов, которые прибывают и отправляются в час максимальной нагрузки. Обычно выделяют линейные сооружения первого класса (свыше 20 автобусов в час), второго класса (от 11 до 20 автобусов в час), третьего класса (от 7 до 10 автобусов в час) и четвертого класса (до 6 автобусов в час).
Таким образом, деятельность пассажирского транспорта в большой степени зависит от наличия и состояния линейных сооружений. Их возведение и содержание должно осуществляться по определенным правилам и в соответствии с установленными нормативами.