Промышленная транспортная система - это сложно организованная совокупность взаимосвязанных промышленных предприятий, систем коммуникаций, объектов производственной и транспортной инфраструктуры, которые расположены в населенных пунктах или на пересечении основных транспортных путей и осуществляют интенсивное взаимодействие друг с другом.
Сущность промышленной транспортной системы
Экономическое пространство любой местности, региона, страны наполнено, прежде всего, активно действующими субъектами, которые, взаимодействуя друг с другом, совершают экономически значимые действия. Обычно различают производственные (промышленные) предприятия, обслуживающие (сервисные) предприятия (в том числе, предприятия-посредники), общественные учреждения, органы государственной власти, домохозяйства (потребители).
В процессе образования этой совокупности между указанными субъектами устанавливаются хозяйственные и иные связи. Это дает основания для формирования полноценной экономической системы. Существуют различные конфигурации построения и функционирования экономических систем. В частности, одной из таких систем является промышленная транспортная система.
Промышленная транспортная система представляет собой сочетание компактно расположенных на одной территории технологически связанных производственных предприятий, которые имеют выходы к путям сообщения различных видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный, трубопроводный, конвейерный, городской и т. д.). Подобная система обычно возникает:
- на базе определенного населенного пункта (как правило, крупного города);
- на месте пересечения нескольких основных транспортных магистралей;
- возле месторождений полезных ископаемых, источников энергии.
Промышленные транспортные системы являются составной частью общегосударственной транспортной системы. Основными элементами промышленных транспортных систем являются станции (железнодорожные, автомобильные, воздушные и пр.), которые обслуживают промышленные предприятия, и соединительные пути сообщения различной ведомственной подчиненности и назначения.
Технология работы, принципы проектирования, система обслуживания промышленных транспортных систем в значительной степени отличаются от того порядка, который принят на общей сети транспортной коммуникации. На это оказывают влияние размеры движения материального потока, обслуживаемая отрасль экономики и другие особенности окружающей местности.
Характеристика крупных промышленных транспортных систем России
На территории Российской Федерации к настоящему моменту сформировалось несколько крупных промышленных транспортных систем. За их счет производится значительная часть валового внутреннего продукта страны, они являются основой отечественного промышленного потенциала, а также служат каркасом для создания в окружающей местности гражданской инфраструктуры.
Промышленные транспортные системы России можно разделить на несколько групп. Первую группу составляют промышленные транспортные системы, которые возникли и развивались около крупных городов. В данном случае речь идет про промышленные центры легкой промышленности, легкого машиностроения, станко- и приборостроения и т.д.
Специализация промышленных предприятий, которые входят в состав этой группы, определяется исторически сложившимися традициями и наличием квалифицированных кадров. Объединяющими факторами для этих систем, в первую очередь, являются общая территория и единое административное управление. Представителями данной группы являются Московская, Санкт-Петербургская, Ярославская, Ростовская, Нижегородская, Свердловская (Екатеринбург), Новосибирская и ряд других промышленных транспортных систем.
Промышленные транспортные системы второй группы возникли рядом с месторождениями полезных ископаемых, источников энергии и предприятий, которые соответствующим образом создавали возле них. В этой ситуации развитие крупных промышленных предприятий и добывающей промышленности определяли темпы и характер рост городов и населенных пунктов. Между предприятиями существует более тесная связь посредством технологического процесса, благодаря чему зачастую их кооперирование перерастает в создание комбинатов. В качестве примеров можно привести Челябинскую, Магнитогорскую, Череповецкую, Кузбасскую промышленные транспортные системы.
Особую группу составляют те промышленные транспортные системы России, которые исторически располагаются на важнейших транспортных коридорах и принимают активное участие в экспортном транзите страны. Местоположение подобных систем - берега морей и рек, приграничные административные районы, свободные экономические зоны.
В отличие от систем предшествующих групп здесь в технологии работы промышленной транспортной системы преобладает транспортно-логистическая составляющая. Такие системы приобретают характер мультмодальности, т. е. осуществляется передача материального потока на другие транспортные системы, в том числе и зарубежные. Примерами являются Санкт-Петербургская, Мурманская, Азовская, Таганрогская, Новороссийская, Туапсинская промышленные транспортные системы.
В последнее время органы государственной власти Российской Федерации предъявляют повышенный интерес к развитию промышленности северо-западных, сибирских и дальневосточных регионов России, в которых располагаются разведанные месторождения руд металлов, угля, нефти, минералов, лесных и водных ресурсов. А поскольку характерным для сырьевых промышленных районов является наличие крупных концентрированных потоков грузов, которые перевозятся на большие расстояния, измеряемыми в тысячах километрах, требуется интенсивное развитие транспортного сообщения (прежде всего, железнодорожного).