Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Промышленные регионы в России в конце XIX – начале XX в.

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Промышленные регионы в России в конце XIX – начале XX в.

Основные центры российской промышленности

В первые пореформенные десятилетия российская промышленность производила в основном предметы потребления, однако начиная с 80-х гг. $XIX$ в. растет удельный вес производства средств производства. Наряду с развитием традиционных отраслей промышленности в стране возникают и новые:

  • нефтедобывающая,
  • угольная,
  • химическая.

Характерная особенность промышленного развития России в это время – быстрое развитие машиностроения.

Пример 1

Крупнейшим центром машиностроения становится Санкт-Петербург. В нем был построен ряд крупнейших заводов, которые заняли ведущее место среди промышленных предприятий Российской империи:

  • Балтийский,
  • Невский механический,
  • Путиловский.

Крупными центрами транспортного машиностроения (паровозов, вагонов, пароходов) стали города Коломна, Луганск и Сормово; центрами сельскохозяйственного машиностроения становятся Александровск, Бердянск, Елисаветград, Одесса и Харьков.

Меняется промышленная география страны. К старым промышленным районам – Московскому, Петербургскому, Прибалтийскому, Уральскому – прибавились новые. Среди них южный угольно-металлургический район (Донбасс) и Бакинский нефтедобывающий. В эти годы возникают крупные промышленные центры – Баку, Горловка, Екатеринослав, Лодзь, Нарва, Харьков и др.

Горнодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность

Наиболее быстро вросла горнодобывающая промышленность. В силу разных причин начинает отставать в своем развитии Урал, его горно-металлургический комплекс оттесняется на второй план югом России, где формируется Южный промышленный район. В Донецком бассейне имелся уголь и железная руда, начинают строить шахты и крупные металлургические заводы в Екатеринославе и Кривом Роге. Этот район формируется как чисто капиталистический, объемы производства на юге быстро растут. Так, если в 60-х гг. на долю Донбасса приходилось 33% добываемого в стране угля (основная часть угля добывалась в то время в Польше в Домбаровском бассейне), то к 90-м годам Донбасс давал уже 70% добываемого в стране угля.

В 70-м годы развернулась добыча нефти, в этот период наиболее интенсивно развиваются нефтедобыча и нефтепереработка в районе Баку. Первоначально в этом районе существовала система откупа на определенный срок нефтяных колодцев. В 1870-х гг. нефтяные районы стали сдаваться в долгосрочную аренду с торгов, создавая у арендаторов заинтересованность в применении современной техники. В результате в конце $XIX$ в.

Замечание 1

Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти. При этом следует отметить, что в рассматриваемый период в экономике нефтепродукты использовались в весьма незначительной степени.

Наибольшим спросом в то время пользовался керосин для бытового потребления. Все эти изменения привели к тому, что в 80-х гг. $XIX$ в. половина всей промышленной продукции в России производилась на фабриках. Это означало, что в стране завершился промышленный переворот отраслевая структура.

В российской промышленности по числу занятых рабочих на первом месте находилась текстильная промышленность, на втором – горная, на третьем металлургия и на четвертом – машиностроение. С начала $XVIII$ в. черная металлургия в России была одной из ведущей отраслей промышленности, однако в начале $XX$ в. ее дальнейшее развитие сдерживалось недостатком кокса.

Большую потребность народное хозяйство России испытывало и в цветных металлах, отечественное производство обеспечивало потребности страны только в меди. Такие металлы, как алюминий, никель, свинец, цинк, хром и многие другие, приходилось ввозить из-за рубежа.

Центры машиностроения

В начале $XX$ в. в двух районах страны быстро развивалось машиностроение. Один из них формируется на Урале, второй в северо-западном районе, т. е. фактически в Санкт-Петербурге. Накануне Первой мировой войны машиностроительные предприятия начали выпускать технологически сложную продукцию, требующую глубокой научной проработки. На российских железных дорогах более 50 лет прослужили скоростные паровозы серий «С» и «3». Расположенный в Коломне завод «Людвиг Нобель» стал производить дизель-моторы, используемые в качестве судовых двигателей.

Замечание 2

В 1912 г. Русско-Балтийский завод в Риге приступил к производству многомоторных самолетов конструкции Сикорского – «Русский витязь» и «Илья Муромец». Однако развивалось машиностроение однобоко. В наибольшей степени было развито транспортное машиностроение – паровозо– и вагоностроение и совсем не развито станкостроение

Довольно хорошо в России была развита и военная промышленность. Основная часть винтовок выпускалась на Ижевском и Тульском казенных оружейных заводах. Особенностью развития российской военной промышленности было то, что военную продукцию производили не только чисто оборонные, но и многие гражданские предприятия. Однако многие военные отрасли были слабо развиты или не развиты вовсе.

Так, в авиапромышленности накануне Первой мировой войны работало всего четыре небольших авиазавода. В результате за годы войны Германия выпустила 47 тыс. самолетов, Франция 52 тыс., а Россия – только 5 тыс. В зачаточном состоянии находилась и автомобильная промышленность. Таким образом, отдельные отрасли промышленности в Российской империи были развиты неравномерно, и также крайне неравномерно располагались они на ее территории.